Главная | Регистрация | Вход
Свято-Покровская церковь,
церковь Святой Параскевы
м.Добромысль
Могилёвская губерния
Оршанский уезд
 

Рисунок 1. Карта м. Добромысль  1929г.

 
 
 
          Как волостной центр деревня Добромысли упоминается уже в 1749 году. В "Списке населённых мест Могилёвской губернии” 1906 года значится деревня Лагуны, Добромысль тож. Принадлежали Добромысли и окрестности дворянам-помещикам Пиоро. В документах о межевании их угодий 29 октября 1848 года местечко именуется Добромыслъ (получило этот статус в 1830 году).
          Есть и две легенды о Добромыслях. Одна: здесь проходил конный Екатерининский тракт из Санкт-Петербурга в южные губернии. Как-то в пути самой Екатерине предложили переночевать на постоялом дворе, на что царица ответила: «Добра мысль». Вскоре вокруг постоялого двора с корчмой разрослось поселение с таким названием. 
          В «Опыте описания Могилёвской губернии» под редакцией А.С. Дембовецкого (Могилёв, 1884 год) приводится другая версия. Когда на оживлённом коммерческом тракте владелец корчмы и заезжего дома решил расширять своё дело, то торговые люди назвали это «доброй мыслью». На самом деле, название произошло от славянского имени Добромысл.
          Будучи населено евреями, оно получило права местечка в начале 30-х годов 19 века. К 1880 году здесь насчитывалось 47 деревянных домов, 1 деревянная лавка; одна каменная православная церковь, преобразованная из римско-католического костёла, и 1 еврейская деревянная молитвенная школа.
          Из воспоминаний жителя Э. Добрускина: «…Добромысли – небольшое местечко в глухих белорусских лесах. Надо было ехать поездом и сойти на станции Лиозно, немного не доезжая до Витебска. Там уже ждал извозчик с телегой. Несколько часов (а на телеге без рессор это долго) по проселочной дороге, добирались до местечка. Сосновый бор с толстым мягким ковром из иголок, веселая речушка под песчаным обрывом – так я это и запомнил. Все местечко – две пересекающиеся улицы. Одна улица еврейская, другая – белорусская. На пересечении стояла пожарная каланча, магазинчик и что-то административное».
          «На Спаса – это 19 августа – ежегодно в Добромыслях была большая ярмарка. Съезжались отовсюду: и из деревень, и из местечек. Продавали, покупали, приезжали узнать новости, поговорить. Праздник был большой. Ярмарка была и на улице, и на площади, где пожарная стояла. Это считалось центром местечка. Церковь помню, стояла на горе, а синагоги не помню…», - из воспоминаний старожила Добромыслей Веры Антоновны Ольшаниковой.
          Строительство Свято-Покровского храма в местечке Добромысли датируется 1754 годом, второго  - Святой Параскевы – 1850 годом.         
          А вот что стало известно из летописи деревни Добромысли, (хотя, раз здесь были церкви, то это -  село), которую составила преподаватель истории Добромыслинской средней школы: «…Когда в селении Добромысль  появился католический костёл, неизвестно, но это даёт возможность предположить, что земли близ селения принадлежали  помещикам-католикам, которые  рассматривали  поселение как центр своих владений.  
          В 1754 году католический костёл был перестроен в православную церковь, названную Покровской. Этот факт подтверждает наше предположение о том, что к тому времени селение  уже было большим, а близ него возникли деревни с православным населением…».
          Из «Памятной книжки Витебской губернии за 1867 год», в разделе «Список церквей, монастырей и духовенства, бывшей греко-униатской Белорусской епархии, за 1839 год», упоминается Добромыслянская  Свято-Покровская церковь, тогда она была униатской. Священник - Кондратий Подерня, викарный - Иоанн Подерня. Приход церкви  относился к Микулинскому благочинию, Бабиновичского уезда. 
          Каждая церковь являлась центром прихода. Деревни, принадлежащие приходу, находились от храма на расстоянии, как правило, не более 8 километров. Согласно «Памятной книжке Могилёвской губернии за  1857год» к приходу Добромыслинской Покровской церкви относились деревни: Пиорамонт – 52 прихожанина; Онуфриёнки – 39 прихожан, Тиханово – 92 прихожанина, Зубаки – 81 прихожанин, Заозерье – 70 прихожан , Оцковая – 75 прихожан, Минчёнки – 66 прихожан, Янковские – 67 прихожан, Бураки – 54 прихожанина и другие. Священник Добромыслянской Покровской церкви -  Даниил Цвильвид (неразборчиво).
Опять обратимся к летописи деревни Добромысли: «…В 1850 году в местечке  была построена новая православная церковь Святой  Параскевы, так как старая  сгорела.  По легенде, кирпичи для этой церкви специально делали в соседней деревне Артёмово и не перевозили, а по цепочке передавали к месту назначения…».
 
Согласно  «Памятной книжке Могилёвской губернии":
  • за 1868 , 1871г.г.: священником Св.Покровской церкви с 22 мая 1863 года служит Василий Иванович Бородзич. Он имеет темно-бронзовый наперсный крест, медаль в память войны 1853-1856 годов и за усмирение польского мятежа 1863-1864 годов. 
  • за 1885г.:священником Свято-Покровской церкви с 24 октября 1868 года служит Иоанн Леонтьевич Зыков. Он имеет набедренник и скуфью. Окончил Смоленскую духовную семинарию.
          В 1875 году в местечке Добромысль было открыто народное училище, на его содержание отпускалось 111 рублей из сборов местного крестьянского товарищества и 190 рублей из государственного казначейства. Располагалось училище в общественном доме, обучалось в нём 10 мальчиков.  Закон Божий преподавал выпускник Смоленской духовной семинарии Иоанн Леонтьевич Зыков, другие предметы учитель Порфирий Петрович Баранов. 
          Сведений о работе церковно-приходской школы нет, но работали школы грамоты. В деревне Лындино 7 мальчиков обучал учитель, крестьянин Иван Миначенко.В деревне Тиханово – учитель, крестьянин Роман Гуканков, учащихся 13 мальчиков и 2 девочки.; в деревне Яковцы – учительница Параскева Короткевич, учащихся 19 мальчиков и 1 девочка; в деревне Артемово - учащихся 7 мальчиков и 1 девочка, учитель Сильвестр Тимофеев.
Согласно  «Памятной книжке Могилёвской губернии":
  • за 1890 год:  для церковно-административного управления Могилёвская губерния была поделена на 37 благочинных округов, Оршанский уезд – на 4 благочинных округа. Добромыслянская церковь относилась к благочинию 3 округа. Благочинный с 13 июля 1872года (в некоторых источниках с 1 ноября 1867г.) -  священник Высоковской церкви Михаил Иасонович Чулицкий ,  поживающий  в селе Высоком.
  • за 1895 год: в местечке Добромысль Добромыслянской волости находится 1 правительственное училище для мальчиков, подведомственное Дирекции народных училищ.
 
           В  1899г. епископом Могилёвским и Мстиславским Мисаилом была проведена инспекция церквей Могилёвской епархии Оршанского уезда. Вот что мы узнаем из «Могилёвских епархиальных ведомостей» от 11 ноября 1899года:  «…Церковь там каменная с деревянный куполом, обращенная в православную из римско-католического костёла; снаружи по местам отстала штукатурка, что не благовидно, а внутри по местам пробивается течь воды после дождей, что не безопасно для    целости здания.  Ризница и утварь бедныя; библиотека малая. Поют в церкви любители и школьники довольно удовлетворительно. Прихожан обоего пола 2693, которые живут в 26 деревнях. Причт двухчленный с годовым жалованием  в 644 рубля. Земли при церкви 41 десятина. Для священника построен дом на казенную сумму, новый, очень хороший, а для псаломщика помещение готовое от прихожан. В селе имеется Министерское народное училище, в котором обучается 53 мальчика и 20 девочек. В приходе по деревням открыты 4 школы грамоты…» 
  • за 1901 год:  Добромыслянская Покровская церковь по-прежнему относится к благочинию 3-го округа. Благочинный, священник Бабиновичской церкви – Иоанн Павлович Поливкин, на службе с 1868 года, в должности с 1898 года, окончил курсы при Могилёвской духовной семинарии. Проживает в заштатном городе Бабиновичи.

             Из "Могилевских епархиальных ведомостей" за 1901 год Иоанн Зыков уволен за штат, а священником Добромыслянской Свято-Покровской церкви назначен наблюдатель церковных школ по Горецкому уезду Александр Кучинчский. Жалование 500 руб., церковной земли 41 1/2 дес., помещение есть, прихожан 1374 д.муж. и 1429 д.жен. 

          Из "Могилевских епархиальных ведомостей" за 1906 год известно, что до марта 1906 года священником Добромыслянской Покровской церкви был Александр Чудович, в дальнейшем перемещенный, согласно прошения, к Пашковской церкви Могилёвского уезда. На его место, 28 марта 1906 года,  назначен состоящий на штатной диаконской вакансии при Оршанском соборе священник Иоанн Городский.

  • за 1908 - 1915 годы: священником Добромыслянской церкви служит Иоанн Петрович Городский, православный, окончил духовное училище, проживает в местечке Добромысль.
                    
          Из "Могилёвских епархиальных ведомостей" за 1908 год №20:  "... за ревностное и усердное исполнение пастырских обязанностей и за труды по народному образованию, ко дню Святой Пасхи священник села Добромысли  Оршанского уезда Покровской церкви Иоанн Городский награжден набедренником". (Набедренник даётся священнику  за ревностное служение Церкви в качестве первой награды (обычно через 3 года после рукоположения).
           На основании списка церквей, костёлов и других молитвенных домов, существующих по Лиозненскому району Витебского округа и составленного секретарем районного исполнительного комитета 28.01.1926г. видим, что в  Добромыслях было две церкви - каменная Свято-Покровская, построенная в 1754 году, и деревянная, построенная в память Святой Параскевы в 1850 году.   
          Во время кампании по конфискации ценностей в пользу голодающих Поволожья в 1922г из церкви было изъято серебряных богослужебных вещей весом 1,4кг. 
          В марте 1930 года  Добромыслинская Покровская церковь уже не действовала. На общем собрании парторганизации причиной прекращения деятельности храма называлось то, что верующие на протяжении нескольких лет не ремонтировали церковь, в которой к тому же не было священника. 
 
          В октябре 1941 года по настоянию немецкого Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Православная Церковь, не провозгласившая своей независимости от Русской Церкви, несмотря на давление оккупационных властей. Сразу после учреждения церковного подотдела в немецкую военную администрацию были направлены ходатайства об открытии храмов в Лесковичах, Шумилине, Сураже, Чашниках, 
Лиозно,  Ловше, Лужесном и Высочанах
          15–16 июня 1943 года, впервые после 25-летнего перерыва, в Витебске состоялся съезд священнослужителей и мирян Полоцко-Витебской епархии. Была установлена следующая норма представительства от прихода: священник, псаломщик и церковный староста. На съезд собрались представители приходов Витебска, Городка, Лепеля, Сычевки, Лиозно, Яновичей, Лужесно, ДобромыслейЗароново, Фальковичей, Лабана, Еменца, Круглян и Невеля.
 
          17 февраля 1943 года Городский Андрей Петрович был рукоположен в сан священника епископом Смоленским Стефаном и назначен в Добромыслянскую церковь Лиозненского района. 
          Родился он в 1883 году в селе Сахоново Мстиславского уезда Могилевской губернии в семье псаломщика. В 1900 году  окончил духовное училище в Мстиславле. На протяжении 1900-1915 годов работал учителем в школах Мстиславльского, Сенненского, Оршанского уездов. В 1918-1922 годах - учитель в Заозерской школе Оршанского уезда. В 1922- 1941 годах - учитель в Бабиновичской школе Лиозненского района.
 
         
 
          Интересен тот факт, что Покровский православный храм находился над источником. Даже после того, как церковь была разрушена, многие верующие приходили на это святое место, просили помощи у Бога и получали её в виде исцеления от болезней.
          В сочельник, 18 января 2013 года, накануне великого праздника Крещения Господня, благочинный Лиозненского района, настоятель Кресто-Воздвиженского храма, иерей Вячеслав освятил воду в купели на окраине Добромыслей.
         Знаменательно то, что купель находится недалеко от того места, где стояла православная Свято-Покровская каменная церковь, которую взорвали советские войска, так как она была хорошим ориентиром для немецкой артиллерии. 
 
 
 
 
 
Приветствую Вас, Гость!
Регистрация | Вход