Главная | Регистрация | Вход

         Среди всех восточнославянских народов предки современных белорусов одними из первых приняли православную веру, ещё до 998 года - даты официального крещения Руси. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок древних городищ и курганных комплексов.

 
            По местной витебской летописи, уже в середине X века в Витебске святой равноапостольной княгиней Ольгой в 974 году было "вмуровано" две церквицы: святого Архистратига Михаила в Верхнем замке и Благовещения Пресвятой Богородицы в Нижнем.
                  В конце X века белорусскими княжествами было принято христианство, в 992 году основана Полоцкая епархия Принятие православия коренным образом изменило быт, нравы, культуру  населения белорусских земель.  Под влиянием православия закладывались традиции цивилизованного образа жизни и государственности, книжности и образованности, зодчества и градостроительства.
            Беларусь всегда называли Страной Замков и Храмов. И действительно,  монастыри, величественные храмы на протяжении  столетий украшали нашу землю. В 1001 году в Друцке, поселении недалеко от Полоцка, строится самая древняя на территории Беларуси церковь.
            Первый монастырь был заложен в древнем Изъяславле (современный Заславль) полоцкой княжной Рогнедой.  
            В середине XI века в Полоцке возводится самая первая каменная постройка на территории Белоруссии[ - Софийский собор, храм в византийском стиле  по подобию Киевской и Новгородской Софий.    
            Христианское влияние проявилось в создании центров книжности и просвещения. В XI—XII веках был создан свод житийной литературы (Евфросинья Полоцкая, Авраамий Смоленский и другие). Образцами древне-белорусских рукописных книг являются Туровское и Реймское евангелия (XI век), Оршанское евангелие (XIII век). Литературным языком этого времени был церковно-славянский. Евфросинья Полоцкая заложила основы книжного дела, традиции переписки текстов в Беларуси. При монастырях зародились первые мастерские-скриптории по переписыванию книг, школы и библиотеки.
            В XIII веке Витебск обрел политическую самостоятельность. В 1401 году, после захвата Витебска Великим князем Литовским Витовтом, епископ Феодосий Полоцкий был возведен в сан архиепископа Полоцкого и Витебского, а Витебск стал составной частью Полоцкой епархии.
            Белорусские земли в ХIV веке вошли в состав Великого княжества Литовского, население которого в основном было языческим. В 1385 году князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей; одним из её условий было крещение язычников Великого княжества Литовского по латинскому обряду.
            Влияние католицизма значительно усилилось после заключения Люблинской унии в 1596 году. В единое государство Речь Посполитая объединились Польша и Великое княжество Литовское (С Белоруссией в его составе).  Войдя в состав Речи Посполитой, Православная Церковь была втянута в противоборство с Унией, которая насаждалась королевской властью и Римом. Начались преследования православных, особенно при арх. Иософате Кунцевиче, который стремился всеми силами искоренить православие  и выхлопотал у  короля грамоту на подчинение власти всех православных церквей и монастырей, находившихся в пределах Полоцкой епархии.
            В 1629 году во все епархии, занятые униатами, были направлены из Киева православные пасторы. На Полоцкую епархию был посвящен Мелетий Смотрицкий. Его послания быстро расходились по  епархии и  волновали народ. Несмотря на сопротивление верующих, до конца 17 столетия все православные церкви и монастыри Витебщины были объявлены униатскими (кроме Свято-Троицкого Маркова монастыря). 
            Оставшись без своих архипастырей, православные вынуждены были защищать свои права. Наиболее активная часть населения объединилась в православные братства.
            Но и в это нелегкое время православная церковная жизнь не затухала. В 1623 году в Орше был основан православным магнатом Статкевичем и его женой Еленой православный мужской Богоявленский Кутеинский монастырь. С 1630 года при нем действовала  типография Спиридона Соболя.         В 1631 году в Орше стараниями Богдана Статкевича и его матери Анны Огинской был основан Успенский (Кутеинский) женский монастырь. В 1655 году в этом монастыре на месте деревянной церкви, которая сгорела, был возведен каменный Свято-Успенский собор. 
            После кончины Мелетия Смотрицкого в  1633 году православные добились основания единственной на белорусских землях Могилевской епископской кафедры, под архипастырский надзор которой и попали православные Полоцкого и Витебского воеводств. 
            В этот период знатными витебчанинами Севастьяном Мирским и Богданом Огинским был обновлен Свято-Троицкий (Марков) монастырь, основанный в XIV веке Марком. В 1635 году, после неоднократного поражения польских войск от гетмана Б. Хмельницкого, король Ян-Казимир обязал искоренить унию в Польше и княжестве Литовском. Было постановлено: "захваченную униатами Витебскую епархию подчинить митрополиту Киевскому и возвратить православным отобранную у них церковь за городом - Святого Духа".
            Но все это было сделано на словах. Только усилия Екатерины II заставили в 1768 году уравнять права православных и прекратить гонения на них.  После присоединения всей Витебщины к России была ликвидирована Полоцкая униатская епархия, началось постепенное возвращение насильно обращенных униатов в Православие. Возвращенные православные церкви и монастыри подчинялись вновь созданной в 1833 году Полоцкой православной епископской кафедре.
            В сентябре 1839 года епископская кафедра была  переведена из Полоцка в Витебск, и размещалась при Свято-Николаевском кафедральном соборе, который находился на нынешней площади Свободы.
            В XIX веке в Витебске сложились богатые традиции духовного образования: в 1810 году начинает работать мужское Духовное училище, в 1856 году из Полоцка в Витебск переводится Духовная Семинария, в 1864 году открывается женское Духовное училище.

             Из архивных документов известно, что первая церковь на Лиозненщине была построена братьями Олиферовичеми в 1527 году. Для строительства Свято-Никольской церкви некоторые из Олиферовичей выделили из своей доли имения в Погостище землю и в дальнейшем стали основными опекунами (ктиторами) этой церкви. Это была первая церковь в округе.
            Именно для этой церкви Григорий Богомолец приобрёл в ХVII веке прославленную Острожскую Библию, изданную первопечатником Иваном Федоровым, очень дорогое и красивое издание, а также Евангелие и псалтырь Кохановского.     Кроме того, часть денег он жертвовал на Кутеенский монастырь в Оршанском повете, тот самый, где монах Спиридон Соболь издал "Букварь”, и на Марковский монастырь в Витебском повете.
            Даже после подписания в 1596 году церковной унии, Свято-Николаевская церковь  в Погостище так и не  стала униатской и до начала ХХ века сохранила статус православной.                
           
По административному делению до 1917 года территория нынешнего Лиозненского района входил в состав Оршанского уезда Могилевской губернии и Витебского уезда Витебской губернии. С начала ХIХ по начало XX столетия православных жителей района окормляли 14 церквей. Почти в каждой церкви приход составлял от 1500 до 4000 человек.
          Согласно «Памятной книжке Могилёвской губернии за 1867 год» в списке церквей, монастырей и духовенства, бывшей греко-униатской епархии, за 1839 год, который составлен А. Сементовским значатся: Стасевская Положения честных риз Пресвятой Богородицы (священник Иосиф Клодницкий), Колышская-Михайловская (священник Карл Шавельский),  Добромыслинская Свято-Покровская (Кондратий Подерня), Добринская Успенская (Кондратий Подерня), Половицкая Свято-Николаевская (Онуфрий Буевич)..
            В целом, на конец XIX-начало XX веков, жизнь Витебской епархии была на высоком духовном подъеме, о чем свидетельствует количество церквей в Витебске — 32,  на территории нынешнего Лиозненского района: в Витебском уезде – 5 (Стасевская Свято-Покровская, Колышанская Свято-Михайловская, Замшинская Свято-Покровская (Свято-Георгиевская), Велешковичская Свято-Николаевская и Велешковичская Космодамиановская (приписная); в Оршанском уезде – 10 (Лиозненская Свято-Вознесенская и Лиозненская св.Магдалины, Бабиновичская Свято-Духовская, Погощанская Кресто-Воздвиженская, Добромыслинская Свято-Покровская и Добромыслинская св. Параскевы, Высочанская Свято-Духовская, Добринская Успенская. 
            Гонения в отношении Православной Церкви начались на Беларуси сразу же после переворота 1917 года. Именно на православную церковь, как на самую распространенную конфессию, пришелся основной удар новой власти. Будущему коммунистическому обществу нужен был новый человек, с новой системой ценностей, в которой религия отсутствовала. Новые власти насильственно отторгли у верующих здания, во всех церквях епархии было изъято церковное имущество.    В сложной ситуации оказались и православные общины Лиозненщины.
            Следующая волна гонений пришлась на 1922 год, когда, под предлогом помощи голодающим Поволжья, из храмов изымались церковные ценности. С каждого храма Лиозненщины было изъято ценных металлов, в среднем около  3 кг. Это достаточно высокий показатель, с учётом того, что в среднем с каждого храма Витебской губернии - 400 граммов.
            Самые массовые гонения в отношении верующих начались в 1929 году и совпали с коллективизацией. Незадолго до нее все храмы были тщательно осмотрены и из них изъяты церковно-приходские архивы, не обнаруженные до  се­годняшнего дня.                                                                                                                          
            Подавляющее большинство церквей Лиозненщины прекратили свою деятельность в 1930 году.  Здания закрытых православных храмов использовались в качестве культурно-просветительских учреждений, зерно- и овощехранилищ, складов.
            Во время оккупации, руководствуясь соображениями политического характера, немецкие власти не препятствовали открытию православных храмов, ранее закрытых большевиками, рассчитывая, таким образом, заручиться поддержкой местного населения. Фашисты  не питали никаких симпатий к Церкви, но,  понимая, какой авторитет она имеет в глазах народа, не препятствовали ее деятельности в тех рамках, которые были выгодны им. Возобновились богослужения в Лиозненской Свято-Вознесенской и Добромыслянской Свято-Покровской церквях Лиозненского района.
            В июле 1943года состоялся съезд священнослужителей и мирян Полоцко-Витебской епархии, на котором присутствовали священники из Лиозно и Добромыслей.
            После Великой Отечественной войны продолжались гонения на Церковь. Лиозненский Свято-Вознесенский храм являлся единственным уцелевшим храмом после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков. Выдержав все лихолетья войны, он был варварски уничтожен в мирное время: в 1962 году последний, самый крупный и исторически значимый   храм   был  взорван.   Исчез        уникальный   памятник архитектуры, а  главное  -  место, где людей учат вере, надежде, любви…   
            Религиозная жизнь на Витебщине начала возрождаться в конце 80-х годов. Витебская епархия восстановлена в 1992 году. Управляющим епархией с 1992 года является архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. Епархия охватывает территорию 11 административных районов Витебской области, состоит из 14 благочинных округов - Центрального, Железнодорожного, Южного, Витебского (Витебский р-н), Бешенковичского, Городокского, Дубровенского, Лепельского, Лиозненского, Оршанского, Сенненского, Толочинского, Чашникского, Шумилинского. 
            На момент восстановления в 1992 году в Витебской епархии было 9 храмов и 12 священнослужителей.
            На сегодняшний день Витебская епархия объединяет 165 приходов (имеющих юридическую регистрацию) и 6 монастырей (2 мужских и 4 женских).
            На территории Лиозненского благочиния – 7 церквей: Храм Воздвижения Креста Господня и храм Вознесения Господня (г.п. Лиозно), храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» (д. Бабиновичи), храм Покрова Пресвятой Богородицы (д. Добромысли),  храм Иверской иконы Божией Матери (д. Крынки), храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (д. Пушки), Храм Святителя Николая Чудотворца (д.Велешковичи)
 

1. Горохов, В.А. Монастыри Беларуси. Витебская епархия./В.А.Горохов.- СТСЛ,2016.-208с.

2. Дорогами православной Беларуси/сост. С.Р.Бегиян.- Минск: Белорусская православная церковь, 2010.-272с.: ил.

3. Толсташова, Н. Религиозная жизнь Витебска/Н.Толсташова//Віцьбічы.-1995.-6 июля.

                                
 
                                      
Приветствую Вас, Гость!
Регистрация | Вход