Главная | Регистрация | Вход
 
Крестовоздвиженская церковь 
(Свято-Николаевская)

 

с. Погостище
Могилёвская губерния
Оршанский уезд
 

      Рисунок 1 Карта д. Погостище, 1929г.

 
 
          Название Погостище происходит от старорусского термина «погост», который на протяжении Х-ХVIII веков имел разное значение. Первоначально погостом называли сельские общины на периферии «старожитной»  Руси, а  также центры этих общин, где велась «гасцьба» (торговля). Первое упоминание понятия относится к 947 году, когда княгиня Ольга «устави погосты» на новгородской земле. Постепенно погостами стали называть административно-территориальные единицы, которые складывались из нескольких поселений, а также центральное поселение этой округи. Руководителями погоста ставили специальных служебных лиц, которые отвечали за регулярный сбор дани. 
          С распространением в Полоцком княжестве христианства, в погостах стали строить церкви, при которых располагались кладбища. Размер погоста в разные времена был разный: в ХI – ХIV веках они слагались из десятков и даже сотен деревень, в ХV– ХVI веках – это небольшие поселения с церковью и кладбищем. 
          Это подтверждается тем, что уже  в 1527 году в селе Погостище  упоминается христианская православная церковь Святого Николая. До 30-х годов ХХ века в ней собирались православные из Погостища и близлежащих деревень. Конечно, это было не одно и тоже строение. Дерево – материал недолговечный. Священник и приход  заботились о  своей церкви, но когда она ветшала так, что уже было  невозможно  отремонтировать – возводился новый храм. Последняя церковь была построена и освящена в честь Воздвижения Креста Господнего.
          Храм размещался возле дороги из Крынок на Стасево. Длина его была 23,5метра, ширина – 8,5метров. Церковь была деревянной, имела личную печать, которой священник заверял выписки из метрических книг и другие документы. На печати помещалось схематическое изображение храма и подпись "”ОРШ. УЕЗ. С. ПОГОСТИЩЕ. КРЕСТОВОЗДВИЖЕН. ЦЕР. И ВИТЕБСК. ЕПАРХ.”
          Именно для этой церкви Григорий Богомолец приобрёл в ХVII веке прославленную Острожскую Библию, изданную первопечатником Иваном Федоровым, очень дорогое и красивое издание. До нашего времени таких Острожских Библий сохранилось около 350 экземпляров. Известно, что один экземляр книги есть в Смоленском краеведческом музее. 
          «Земянин его королевской милости», Григорий Богомолец служил в гусарской хоругви войск Речи Посполитой в первой половине XVII века. С начала 30-х годов XVII в. Григорий Богомолец скупал земли обширной Погостищеской маетности, разделенной между его родственниками и на  момент составления завещания (22 мая 1640 г.) во владении Григория Богомольца была практически вся родовая маетность Погостищи вместе с церковью Святого Николая. Вероятно, он взял на себя опеку над церковью в 1633 году, вскоре после того, как выкупил у своего брата участок земли, на которой она стояла.
         Из завещания видно также, что Григорий Богомолец был образованным человеком для своего времени. У него было несколько религиозных (и, возможно – не только религиозных) книг, среди них – знаменитая Острожская библия, Евангелие, псалтырь Кохановского. Все они были приобретены Григорием Богомольцем для церкви Св. Николая за личные средства. В документе он предписывает супруге и детям предоставлять эти и другие имеющиеся во владении книги для службы священникам Свято-Николаевской церкви.
       Служа в элитной гусарской кавалерии, которую опекал король Сигизмунд ІІІ, ученик и последователь иезуитов, Григорий Богомолец тем не менее был православным. Это ясно видно из его завещания, где он даёт указание похоронить его при церкви Св. Николая в Погостищах. При этом он завещает своей супруге соорудить над его могилой часовню («капълицу»). Кроме того, часть денег он жертвовал на Кутеенский монастырь в Оршанском повете, тот самый, где монах Спиридон Соболь издал "Букварь”, и на Марковский монастырь в Витебском повете. 
          Даже после подписания в 1596 году церковной унии, Свято-Николаевская церковь  в Погостище так и не  стала униатской и до начала ХХ века сохранила статус православной.     
          Еще один интересный документ из архивных книг городских актов Витебского воеводства 1720 года -"Купчая о продаже…”  шляхтичем Антоном Римшей, которому в ХVII - начале ХIII века принадлежало село Погостище, своих имений Погостище и Чистец Ивану Погостцкому за 500 злотых.
         
 

   Согласно «Памятной книжке Витебской губернии:  священнослужителями и церковнослужителями Крестовоздвиженской церкви села Погостище были:

  • за 1857 год:  священник Михаил Чулицкий; диакон -  П.Захаревич, паномарь – Петр Хруцкий. 
  • Приход Погощанской Крестовоздвиженской церкви состоял из 1390 прихожан, в него входили деревни Погостище – 45 прихожан, Мерзляково – 50, Слобода – 60, Драгуново – 44, Бор – 75, Речки – 74, Выдрея – 143, Рублево 105, Цвикуны – 52, Новоселки – 34 и др.
  • за 1863-1871 годы: священник Митрофан Стефанович Пальчевский. В должности с 18 февраля 1868года.
  • за 1876 год:  благочинным 4-го округа, к которому в то время относилась Кресто-Воздвиженская (бывшая Св. Николаевская) церковь, был Михаил Иассонович Чулицкий. Он имел темно-бронзовый наперсный крест, медаль в память войны 1853-1856 годов и за усмирение польского мятежа 1863-1864 годов.  Имел камилавку, скуфью, набедренник. В должности состоял  с 1 ноября 1867г. (как благочинный), проживал в селе Высоком.
  • за 1884 год:  свящанник Кресто-Воздвиженской церкви Андрей Иванович Кедров. Имел набедренник и скуфью. В должности с 6 августа 1875г.
  • за 1890 год: Для церковно-административного управления Могилёвская губерния была поделена на 37 благочинных округов, Оршанский уезд – на 4 благочинных округа. Погощанская церковь относилась к благочинию 3 округа. 
  • за 1884-1916 годы.:  священник Антоний Викентьевич Шабунио.   
                     
          Из "Могилёвских епархиальных ведомостей" за 1884 год узнаем, что 12 мая настоятель Погощанской Крестовоздвиженской церкви Андрей Кедров указом Святейшего Синода назначен священником к латышам, поселившимся в Оршанском уезде Могилёвской епархии и Витебском уезде Полоцкой епархии. А 21 августа 1884 года на его место назначен учитель Оршанского духовного училища Антоний Шабунио, который прослужил здесь до 1916 года.
          21 апреля 1901 года при пожаре сгорел дом священника и надворные постройки. В архивных документах сохранилось Прошение в Могилевскую Духовную Консисторию священника Крестовоздвиженской церкви о выдаче денег на постройку нового дома в селе Погостище. Сохранился и план причтных построек церкви, составленный самим священником.
          В храмовый престольный праздник Воздвижения Честного Креста Господня 14 сентября в  Погостище собиралось много людей изо всех окрестных поселений и был большой базар.
          Согласно «Памятной книжке Могилёвской губернии за 1895г». в селе Погостище Высочанской волости находится частное училище для мальчиков, подведомственное дирекции народных училищ.
          Православная церковь всегда уделяла большое внимание духовному воспитанию и образованию детей школьного возраста. Особенно Божья благодать была дана нашему белорусско-русскому народу в правление Александра III, который утвердил «Правила о Церковно-приходских школах». Во вступлении к «Правилам…» царем было начертано: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».       
          И с этого времени в самых глухих уголках приходов начали открываться церковно-приходские школы, где особое попечение на образование и воспитание детей возлагалось на духовенство. 
       Первые сведения о церковно-приходской школе Погощанского прихода имеются в «Могилёвских епархиальных ведомостях  за 1887г.».  Помещалась школа в устроенном для неё доме, Закон Божий преподавал священник Антоний Шабунио, прочие предметы – сын псаломщика  Федор Захаревич. В школе обучалось 20 мальчиков и 4 девочки. 
          В отчете о Церковно-приходских школах Могилевской епархии за 1892-93 учебный год говорится: церковно-приходская школа в селе Погостище помещается в устроенном для неё удобном доме. Учитель - Андрей Поликарповия, законоучителем состоит Антоний Шабунио. 
Учащихся - 39 мальчиков и 5 девочек.
          В 1870 году из уездов  Лифляндской губернии в Оршанский уезд переехала первая партия латышей из 24 семей. Переселенцы купили у помещика Григория Богомольца за 12000 рублей Выдрейскую усадьбу – 13690 десятин земли и зарегистрировались  как община. Поселившиеся здесь с помощью Крестьянского банка безземельные крестьяне-латыши благодаря своему трудолюбию и энергии сумели на месте непроходимых лесов и болот создать крепкие хозяйства. Выплатив банку ссуду, они считали себя собственниками земли. 
          Согласно «Отчету о церковно-приходских школах Могилёвской епархии за 1890-1891 учебный год» церковно-приходская школа Лиозненского латышского прихода работала в  Погостище, учителем был псаломщик Яков Бирбаум, законоучителем – священник Андрей Кедров.  Учащихся -  31 мальчик и 6 девочек.
           В  1899 году епископом Могилёвским и Мстиславским Мисаилом была проведена инспекция церквей Могилёвской епархии Оршанского уезда. Вот что мы узнаем из «Могилёвских епархиальных ведомостей» от 11 ноября 1899г.: «… На месте сгоревшей в 1872 году деревянной Церкви со всем церковным имуществом, на средства прихожан и сторонних  благодетелей, в 1878 году построена новая деревянная, небольшая, однопрестольная церковь. Утварь и ризница небогатая, библиотека незначительная, поют в Церкви довольно удовлетворительно. 
     Прихожан обоего пола 2712 человек, которые поселены в 50 деревнях, отстоящих от села на расстоянии 2-8 верст. В приходе живут латыши, для них назначен другой псаломщик из латышей, который состоит и учителем в Латышской школе; в ней обучается 12 мальчиков и 12 девочек. 
      Члены причта помещаются в общественных домах, имея собственные надворные постройки. Земли при Церкви 36 десятин. Есть при Церкви Попечительство приходское, на средства которого построена в селе церковно-приходская школа. В ней обучается 51 мальчик и 8 девочек».
 
  • за 1923-1929 годы: священник Сергей Антонович Шабунио.  С 1923 года священник Погощанской Крестовоздвиженской церкви - Шабунио Сергей Антонович, который в 1919 году значился здесь псаломщиком,– сын Антония Шабунио, прежнего священника. 
 
          Отец Сергий родился в июне 1891 в селе Погостище Высочанского района Витебского округа в семье священника. В 1913году окончил Витебскую духовную семинарию. С 1914 по 1918 год - служил в армии, прошел путь от рядового до офицера, был награжден орденом Св.Станислава. В 1918 году вернулся в Погостище, занимался земледелием. В  1919 году был  назначен к рукоположению в диакона церкви в Погостище, но призван в армию, служил в должности командира взвода в городах Гомеле, Смоленске и Витебске. В 1923 году рукоположен в сан священника.  
          До 1929 года служил в Крестовоздвиженской церкви села Погостище. Ему помогал псаломщик Феодосий Антонович Шабунио (по всей вероятности – его брат).
 
          В апреле 1929 дом священника в Погостище был реквизирован, а сам он в августе  был назначен к высылке. 23 октября 1929 года Сергей Антонович Шабунио обратился в сельсовет с заявлением о прекращении приходского служения и уже в ноябре был арестован  с обвинением в антисоветской агитации. 13 января 1930 постановлением Коллегии ОГПУ приговорен к заключению в концлагерь сроком на 5 лет и конфискации имущества. И только 1 октября 1993 реабилитирован прокуратурой Витебской области.
          8 января 1930 года из церкви сделали клуб, а колокола отправили на переплавку. Ровно через 400 лет Крестовоздвиженская (Святониколаевская) церковь была разрушена, как и все остальные культовые постройки Лиозненщины.

          Теперь на месте, где стояла церковь, возведен памятник партизанам и подпольщикам, погибшим в Великую Отечественную войну.


 

27. Статистические сведения о духовенстве и приходах Полоцко-Витебской епархии [Электронный ресурс] //Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990): сайт. - Режим доступа.-   http://witebsk.orthodoxy.ru/page11.html  (дата доступа 07.01.2018г.) 
 

 
Приветствую Вас, Гость!
Регистрация | Вход