Крестовоздвиженская церковь
(Свято-Николаевская)
(Свято-Николаевская)
с. Погостище
Могилёвская губерния
Оршанский уезд
Рисунок 1 Карта д. Погостище, 1929г.
Название Погостище происходит от старорусского термина «погост», который на протяжении Х-ХVIII веков имел разное значение. Первоначально погостом называли сельские общины на периферии «старожитной» Руси, а также центры этих общин, где велась «гасцьба» (торговля). Первое упоминание понятия относится к 947 году, когда княгиня Ольга «устави погосты» на новгородской земле. Постепенно погостами стали называть административно-территориальные единицы, которые складывались из нескольких поселений, а также центральное поселение этой округи. Руководителями погоста ставили специальных служебных лиц, которые отвечали за регулярный сбор дани.
С распространением в Полоцком княжестве христианства, в погостах стали строить церкви, при которых располагались кладбища. Размер погоста в разные времена был разный: в ХI – ХIV веках они слагались из десятков и даже сотен деревень, в ХV– ХVI веках – это небольшие поселения с церковью и кладбищем.
Это подтверждается тем, что уже в 1527 году в селе Погостище упоминается христианская православная церковь Святого Николая. До 30-х годов ХХ века в ней собирались православные из Погостища и близлежащих деревень. Конечно, это было не одно и тоже строение. Дерево – материал недолговечный. Священник и приход заботились о своей церкви, но когда она ветшала так, что уже было невозможно отремонтировать – возводился новый храм. Последняя церковь была построена и освящена в честь Воздвижения Креста Господнего.
Храм размещался возле дороги из Крынок на Стасево. Длина его была 23,5метра, ширина – 8,5метров. Церковь была деревянной, имела личную печать, которой священник заверял выписки из метрических книг и другие документы. На печати помещалось схематическое изображение храма и подпись "”ОРШ. УЕЗ. С. ПОГОСТИЩЕ. КРЕСТОВОЗДВИЖЕН. ЦЕР. И ВИТЕБСК. ЕПАРХ.”
Именно для этой церкви Григорий Богомолец приобрёл в ХVII веке прославленную Острожскую Библию, изданную первопечатником Иваном Федоровым, очень дорогое и красивое издание. До нашего времени таких Острожских Библий сохранилось около 350 экземпляров. Известно, что один экземляр книги есть в Смоленском краеведческом музее.
«Земянин его королевской милости», Григорий Богомолец служил в гусарской хоругви войск Речи Посполитой в первой половине XVII века. С начала 30-х годов XVII в. Григорий Богомолец скупал земли обширной Погостищеской маетности, разделенной между его родственниками и на момент составления завещания (22 мая 1640 г.) во владении Григория Богомольца была практически вся родовая маетность Погостищи вместе с церковью Святого Николая. Вероятно, он взял на себя опеку над церковью в 1633 году, вскоре после того, как выкупил у своего брата участок земли, на которой она стояла.
Из завещания видно также, что Григорий Богомолец был образованным человеком для своего времени. У него было несколько религиозных (и, возможно – не только религиозных) книг, среди них – знаменитая Острожская библия, Евангелие, псалтырь Кохановского. Все они были приобретены Григорием Богомольцем для церкви Св. Николая за личные средства. В документе он предписывает супруге и детям предоставлять эти и другие имеющиеся во владении книги для службы священникам Свято-Николаевской церкви.
Служа в элитной гусарской кавалерии, которую опекал король Сигизмунд ІІІ, ученик и последователь иезуитов, Григорий Богомолец тем не менее был православным. Это ясно видно из его завещания, где он даёт указание похоронить его при церкви Св. Николая в Погостищах. При этом он завещает своей супруге соорудить над его могилой часовню («капълицу»). Кроме того, часть денег он жертвовал на Кутеенский монастырь в Оршанском повете, тот самый, где монах Спиридон Соболь издал "Букварь”, и на Марковский монастырь в Витебском повете.
Даже после подписания в 1596 году церковной унии, Свято-Николаевская церковь в Погостище так и не стала униатской и до начала ХХ века сохранила статус православной.
Еще один интересный документ из архивных книг городских актов Витебского воеводства 1720 года -"Купчая о продаже…” шляхтичем Антоном Римшей, которому в ХVII - начале ХIII века принадлежало село Погостище, своих имений Погостище и Чистец Ивану Погостцкому за 500 злотых.
Согласно «Памятной книжке Витебской губернии: священнослужителями и церковнослужителями Крестовоздвиженской церкви села Погостище были:
- за 1857 год: священник Михаил Чулицкий; диакон - П.Захаревич, паномарь – Петр Хруцкий.
- Приход Погощанской Крестовоздвиженской церкви состоял из 1390 прихожан, в него входили деревни Погостище – 45 прихожан, Мерзляково – 50, Слобода – 60, Драгуново – 44, Бор – 75, Речки – 74, Выдрея – 143, Рублево 105, Цвикуны – 52, Новоселки – 34 и др.
- за 1863-1871 годы: священник Митрофан Стефанович Пальчевский. В должности с 18 февраля 1868года.
- за 1876 год: благочинным 4-го округа, к которому в то время относилась Кресто-Воздвиженская (бывшая Св. Николаевская) церковь, был Михаил Иассонович Чулицкий. Он имел темно-бронзовый наперсный крест, медаль в память войны 1853-1856 годов и за усмирение польского мятежа 1863-1864 годов. Имел камилавку, скуфью, набедренник. В должности состоял с 1 ноября 1867г. (как благочинный), проживал в селе Высоком.
- за 1884 год: свящанник Кресто-Воздвиженской церкви Андрей Иванович Кедров. Имел набедренник и скуфью. В должности с 6 августа 1875г.
- за 1890 год: Для церковно-административного управления Могилёвская губерния была поделена на 37 благочинных округов, Оршанский уезд – на 4 благочинных округа. Погощанская церковь относилась к благочинию 3 округа.
- за 1884-1916 годы.: священник Антоний Викентьевич Шабунио.
Из "Могилёвских епархиальных ведомостей" за 1884 год узнаем, что 12 мая настоятель Погощанской Крестовоздвиженской церкви Андрей Кедров указом Святейшего Синода назначен священником к латышам, поселившимся в Оршанском уезде Могилёвской епархии и Витебском уезде Полоцкой епархии. А 21 августа 1884 года на его место назначен учитель Оршанского духовного училища Антоний Шабунио, который прослужил здесь до 1916 года.21 апреля 1901 года при пожаре сгорел дом священника и надворные постройки. В архивных документах сохранилось Прошение в Могилевскую Духовную Консисторию священника Крестовоздвиженской церкви о выдаче денег на постройку нового дома в селе Погостище. Сохранился и план причтных построек церкви, составленный самим священником.В храмовый престольный праздник Воздвижения Честного Креста Господня 14 сентября в Погостище собиралось много людей изо всех окрестных поселений и был большой базар.Согласно «Памятной книжке Могилёвской губернии за 1895г». в селе Погостище Высочанской волости находится частное училище для мальчиков, подведомственное дирекции народных училищ.
Православная церковь всегда уделяла большое внимание духовному воспитанию и образованию детей школьного возраста. Особенно Божья благодать была дана нашему белорусско-русскому народу в правление Александра III, который утвердил «Правила о Церковно-приходских школах». Во вступлении к «Правилам…» царем было начертано: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».
И с этого времени в самых глухих уголках приходов начали открываться церковно-приходские школы, где особое попечение на образование и воспитание детей возлагалось на духовенство.
Первые сведения о церковно-приходской школе Погощанского прихода имеются в «Могилёвских епархиальных ведомостях за 1887г.». Помещалась школа в устроенном для неё доме, Закон Божий преподавал священник Антоний Шабунио, прочие предметы – сын псаломщика Федор Захаревич. В школе обучалось 20 мальчиков и 4 девочки.
В отчете о Церковно-приходских школах Могилевской епархии за 1892-93 учебный год говорится: церковно-приходская школа в селе Погостище помещается в устроенном для неё удобном доме. Учитель - Андрей Поликарповия, законоучителем состоит Антоний Шабунио.
Учащихся - 39 мальчиков и 5 девочек.
В 1870 году из уездов Лифляндской губернии в Оршанский уезд переехала первая партия латышей из 24 семей. Переселенцы купили у помещика Григория Богомольца за 12000 рублей Выдрейскую усадьбу – 13690 десятин земли и зарегистрировались как община. Поселившиеся здесь с помощью Крестьянского банка безземельные крестьяне-латыши благодаря своему трудолюбию и энергии сумели на месте непроходимых лесов и болот создать крепкие хозяйства. Выплатив банку ссуду, они считали себя собственниками земли.
Согласно «Отчету о церковно-приходских школах Могилёвской епархии за 1890-1891 учебный год» церковно-приходская школа Лиозненского латышского прихода работала в Погостище, учителем был псаломщик Яков Бирбаум, законоучителем – священник Андрей Кедров. Учащихся - 31 мальчик и 6 девочек.
В 1899 году епископом Могилёвским и Мстиславским Мисаилом была проведена инспекция церквей Могилёвской епархии Оршанского уезда. Вот что мы узнаем из «Могилёвских епархиальных ведомостей» от 11 ноября 1899г.: «… На месте сгоревшей в 1872 году деревянной Церкви со всем церковным имуществом, на средства прихожан и сторонних благодетелей, в 1878 году построена новая деревянная, небольшая, однопрестольная церковь. Утварь и ризница небогатая, библиотека незначительная, поют в Церкви довольно удовлетворительно.
Прихожан обоего пола 2712 человек, которые поселены в 50 деревнях, отстоящих от села на расстоянии 2-8 верст. В приходе живут латыши, для них назначен другой псаломщик из латышей, который состоит и учителем в Латышской школе; в ней обучается 12 мальчиков и 12 девочек.
Члены причта помещаются в общественных домах, имея собственные надворные постройки. Земли при Церкви 36 десятин. Есть при Церкви Попечительство приходское, на средства которого построена в селе церковно-приходская школа. В ней обучается 51 мальчик и 8 девочек».
- за 1923-1929 годы: священник Сергей Антонович Шабунио. С 1923 года священник Погощанской Крестовоздвиженской церкви - Шабунио Сергей Антонович, который в 1919 году значился здесь псаломщиком,– сын Антония Шабунио, прежнего священника.
Отец Сергий родился в июне 1891 в селе Погостище Высочанского района Витебского округа в семье священника. В 1913году окончил Витебскую духовную семинарию. С 1914 по 1918 год - служил в армии, прошел путь от рядового до офицера, был награжден орденом Св.Станислава. В 1918 году вернулся в Погостище, занимался земледелием. В 1919 году был назначен к рукоположению в диакона церкви в Погостище, но призван в армию, служил в должности командира взвода в городах Гомеле, Смоленске и Витебске. В 1923 году рукоположен в сан священника.До 1929 года служил в Крестовоздвиженской церкви села Погостище. Ему помогал псаломщик Феодосий Антонович Шабунио (по всей вероятности – его брат).В апреле 1929 дом священника в Погостище был реквизирован, а сам он в августе был назначен к высылке. 23 октября 1929 года Сергей Антонович Шабунио обратился в сельсовет с заявлением о прекращении приходского служения и уже в ноябре был арестован с обвинением в антисоветской агитации. 13 января 1930 постановлением Коллегии ОГПУ приговорен к заключению в концлагерь сроком на 5 лет и конфискации имущества. И только 1 октября 1993 реабилитирован прокуратурой Витебской области.8 января 1930 года из церкви сделали клуб, а колокола отправили на переплавку. Ровно через 400 лет Крестовоздвиженская (Святониколаевская) церковь была разрушена, как и все остальные культовые постройки Лиозненщины.
Теперь на месте, где стояла церковь, возведен памятник партизанам и подпольщикам, погибшим в Великую Отечественную войну.
11. Населенные пункты Погощанского православного прихода: Список населенных мест Могилёвской губернии // Хизы-Википедия: сайт.-- Режим доступа.- https://docs.google.com/spreadsheets/d/1dl-SqOG40yzGdl1kGYEKCiZSB27P5RWTH4cyNOjg6Lc/edit?usp=sharing (дата доступа 01.07.2017)
27. Статистические сведения о духовенстве и приходах Полоцко-Витебской епархии [Электронный ресурс] //Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990): сайт. - Режим доступа.- http://witebsk.orthodoxy.ru/page11.html (дата доступа 07.01.2018г.)
28. Тихомирова,Н. Церковно-приходские школы на Лиозненщине/Н.Тихомирова//Сцяг перамогі.-1999.-28 снежня.