Главная | Регистрация | Вход
Свято-Михайловская церковь

д. Колышки 
Витебская губерния
Витебский (Суражский) уезд

Рисунок 1 Карта д. Колышки 1923        
 

          Деревня Колышки значится уже на карте 16 века. С конца 18 века – это местечко, в котором основным населением были евреи. Именно через эти места проходил введённый в 1794 году Екатериной II ценз оседлости для проживания евреев: дальше вглубь России селиться им было запрещено.
          По документам 1878 года в Колышках находился фольварк Малиновка (Малинополь), принадлежавший помещику Михаилу Лисовскому.
          Существует несколько версий происхождения названия поселения. 
1.Колышки – лесистая местность. На одной из возвышенных полян леса по праздникам собиралась молодежь из окрестных деревень и качалась (колыхалась) на самодельных качелях. Отсюда произошло и название Колышки. 
2.В былые времена, когда, согласно цензу об оседлости, шло переселение евреев, царь разрешил им жить там, где есть свободное место. Начали люди искать себе пристанище, и нашли место недалеко от Лиозно. Свои дома евреи обносили забором из кольев. И, когда человек искал это поселение, говорили ему: «Иди туда, где колышки стоят». Отсюда и название деревни пошло». 
          Основаны Колышки сравнительно недавно, примерно 200-300 лет тому назад. До Октябрьской революции здесь имелись следующие общественные здания: церковь, 5 еврейских молитвенных домов, корчма и церковно-приходская школа. Три раза в год проводились ярмарки. Большинство населения Колышек было неграмотно. Люди занимались ремеслами, торговлей. Проживали здесь два крупных купца – льнопромышленника, которые покупали у крестьян лён и отправляли за границу (Из воспоминаний жителя д. Колышки Короткого И.В.)
          Православный храм существовал в местечке еще в первой половине ХIX века, самые ранние материалы церковного архива датируются 1827-м годом. Вероятнее всего это была униатская церковь.  В «Памятной книжке Витебской губернии за 1867 год», в разделе «Список церквей, монастырей и духовенства бывшей греко-униатской Белорусской епархии, за 1839 год», упоминаются Калышская Михайловская церковь и священник Карп Шавельский. Приход церкви  относился к Суражскому благочинию. 
          В начале 1850-х годов здание старого храма оказалось в таком  плохом состоянии,  что возникла потребность возведения нового. Сохранился «Акт осмотра Свято-Михайловской Колышской церкви Витебской губернии Суражского уезда», составленный 30 января 1859 года Суражским благочинным Андреем Околовичем, приходским священником Карпом Шавельским и церковным старостой Василием Гавриловым, выбранным причтом от прихожан.
          «Церковь деревянная на 300 душ вместимостию найдена в следующем положении: фундамента по ветхости церкви не видно и нельзя узнать, был ли он или нет при первоначальном построении храма. Стены в нижних венцах истлели, а верхняя её часть угрожает падением. Окна и двери выпали, потолок истлел. Ограды нет никакой. Купол и крыша совершенно разрушены… Богослужения в ней были прекращены в 1853 году…  Следует возвести новую деревянную церковь на 250 душ…».  
В 1864году в местечке Колышки самими прихожанами была построена новая деревянная холодная, крытая железом, прочная церковь и освящена в честь Архистратига Михаила. К ней приписана деревянная, холодная, ветхая во имя Воздвижения креста Господня.
          Новая церковь  Архистратига Михаила получила в наследство не только имущество старого храма, но и обязательство нести людям слово Божье. Вот описание храма, найденное в архивных документах: «Церковь деревянная, на каменном фундаменте. Около парадного входа в церковь сделано крыльцо с четырьмя покрашенными белой краской столбами. Сам храм восьмигранный, длиной 3 сажени и 2 аршина, шириной 5 саженей без 2-х четвертей (около 10,5 м). С правого и левого боков - по одному венецианскому окну с железными решетками. В середине храма -  купол, верх которого покрыт железом и покрашен зеленой краской, на верху купола -  железный крест, покрашенный бронзой. Вся церковь накрыта железом и окрашена в зеленый цвет. Стены храма с внешней стороны обшиты досками и покрашены белой краской, а внутри – голубой. Купол внутри обит тканью и выкрашен голубой краской». 
          При церкви была колокольня с шестью колоколами. Два из них были 80 -килограммовые, один - с трещиной,  весом 40 кг., два - по 30 кг. и последний, шестой, – 12 кг. Находился в церкви и колокол 1727г. времен Великого княжества Литовского.

Согласно «Памятным книжкам Витебской губернии:

  • за 1864, 1866 годы:  местечко Колышки до 1866 года относилось к Суражскому уезду. Настоятель храма  - священник Стефан Андреевич Околович, 61 года,  с 40-летним служебным стажем, женат, отец сына и двух дочерей, содержание – 160руб. Его сменил священник Карп Михайлович Шавельский (умер 12 июля 1875 года);
  • за 1869 год: священник Павел Сивицкий;  
  • за 1881 год: священник Антоний Покровский;
  • за1882 год: Колышки находятся во владении помещика Михаила Лисовского, в 50 верстах от уездного города Витебска. В местечке проживает  215 христиан, 1192 еврея.
  • за 1884 год::  «…к сей церкви в 1882 году был рукоположен» выпускник Витебской духовной семинарии (1874 г.) священник Иосиф Лиоренцевич, родившийся в 1857 году (прослуживший здесь до 1915 года), награжден набедренником (1888 год).  Получал жалование 408 рублей, служил до 1914 года. Умер и похоронен в Колышках. Псаломщик – Федор Садовский, выпускник Витебской духовной семинарии 1874года. На службе при колышанской церкви с 1881г., жалование -  122 рубля 40 копеек. Земли при церкви 82 десятины, леса – 8 десятин. Постройки у священника собственные, а у псаломщика - казенные, деревянные, ветхие.  Приход Колышанской Свято-Михайловской церкви относится  к благочинию 3 округа Витебского уезда. Благочинный священник – Павел Сивицкий. 
          Из Полоцких епархиальных новостей узнаем, что в 1884 году притчу местечка Колышки Витебского уезда разрешено Святейшим Синодом подновить иконостас и покрасить железную крышу и внутренние стены приходской церкви за счет 260 руб., собранных прихожанами и 40 руб. церковных.
          Отец Иосиф Лиоренцевич  много внимания уделял работе церковно-приходской школы, которая была открыта в первый же год его службы в Колышках в 1882 году во многом благодаря его усердию. При школе имелось общежитие на 20 учеников. Он же был и законоучителем. Учительница Мария Осиповна Лиоренцевич, вероятно, жена, окончившая курсы в женском училище духовного ведомства. Основным предметом преподавания в школе был Закон Божий, дающий глубокие знания по Священной Библейской истории, катехизису и литургике. Учебные предметы велись в единстве гуманистической и православной традиций, у учащихся воспитывалась высокая духовность и нравственность. 
          Из «Отчета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты», опубликованном в «Полоцких епархиальных ведомостях» за 1892 год: «Школа помещается в наемном доме и состоит из одной комнаты, но теплой и светлой. … Во время посещения школы всех учеников было 16, по 8 человек в старшем и младшем отделениях. Занятия открыты с ноября  и ведутся непрерывно; учебный порядок заведен в школе правильный. Все ученики приходящие: некоторые из ближних деревень, а большинство из местечка Колышки. Учительницею с 1889 года состоит окончившая курсы в женском духовном училище девица Анастасия Игнатович; дело обучения ведется ею с надлежащим усердием.  … Школа в Колышках, за дальностью народной школы, безусловно, необходима и имеет будущность. В прошедшем году отпущено из Училищного Совета около 300 руб. на устройство нового школьного помещения с общежитием». С 1892 года в Колышкой церковно-приходской школе состоит Нимфодора Бекаревич, окончившая Полоцкое женское училище духовного ведомства.
          По статистическим данным за 1903 год школы грамоты работали в деревнях Асташево, Бураки, Глушеняты, Луги, Саплевщина.
 
          Сын Отца Иосифа Лиоренцевича, Сергей Иосифович Лиоренцевич родился в 1888 году в Колышках. Окончил военно-медицинскую академию, учился в Германии. Он стал заслуженным врачом БССР, известным терапевтом, заместителем главного врача Республиканской больницы. Люди в Колышках называли его Поповичем. В тридцатые годы ХХ века. колышанцы бесплатно построили доктору новый дом, посадили сад. Периодически – раз в два, три месяца - доктор приезжал из Минска в деревню и устраивал прием больных. 
 
          В «Памятных книжках»  есть и сведения о церкви во имя Воздвижения Креста Господня, приписной к Михайловской – деревянной, ветхой. Число прихожан храма в 1884 году составляло 820 душ мужского пола и  725 душ женского.
          Согласно статистическим сведениям по Полоцкой епархии за 1903 год  под редакцией М.И.Довгялло,  для обеспечения причта Колышанской св.Михайловской церкви было выделено 90 десятин земли, посевов: 7 четвертей ржи, 20 четвертей яровых, 50 возов сена. У священника и псаломщика были сады. Число прихожан храма – 2596 душ.В церкви находился богатый и содержательный архив. Он состоял из церковных Летописей, метрических книг, брачных обысков.  Он хранился в ризнице,  в шкафу и    находился под присмотром церковного Совета, но фактически им заведовал священник.
          В церковной библиотеке находились книги, необходимые для богослужений религиозного содержания, и газеты "Епархиальные ведомости”.
          В 1917 году в храм был назначен новый священник – Николай Иванович Кулюкин. С 1912 года  и до её закрытия диаконом в Колышанской св.Михайловской церкви служил Короткий Сергей Лукич. Здесь же , в Колышках он родился   5 октября 1893 года. 
          С приходом Советской власти Колышанскую церковь постигла участь многих других храмов. Служители советской власти заглядывали сюда не единожды. Об этом свидетельствуют разнообразные документы, составленные во время таких визитов. В 1918 году делегацией местных партийных работников были вывезены метрические книги. Они руководствовались «Декретом о гражданском браке,  о детях и о ведении книг гражданского состояния», согласно которому регистрация браков, рождения и смерти переходили к советским органам. Это был первый шаг по уничтожению роли церкви.    
         6 апреля 1922 года специальная комиссия, не поверив старым инвентарным книгам,  составила специальный акт, в котором перечислила все ценности,  имевшиеся в храме. Чуть позже все они были конфискованы, в том числе, богослужебных вещей из серебра весом 2,1 кг.
          В 1925 году в церкви были найдены очень старые вещи: униатское деревянное распятие и икона Святого Николая Чудотворца, украшенная резьбой. 
          Колышанская Свято-Михайловская церковь действовала и в 1928 году, об этом свидетельствует «Список служащих религиозных  культов,           зарегистрированных Витадмотделом   по   Лиозненскому и Высочанскому районам на 1 октября 1928 года».  В списке значится Кулюкин Николай Иванович – священник из местечка Колышки и Короткий Сергей Лукич - диакон. 
          С конца 1928 года до начала 1930 года  церковь была закрыта.
 
          18 сентября 1937 был арестован Лиозненским РО НКВД и помещен в Витебскую тюрьму диакон Колышанской церкви  Короткий Сергей Лукич. Он обвинялся в подстрекательстве к восстанию при закрытии церкви в Колышках, а 8 октября 1937 постановлением Особой Тройки НКВД БССР, протокол №40, приговорен к расстрелу. 15 января 1938 был расстрелян в Витебске. Реабилитирован   Витебским областным судом в 1958 году.
 
          В 2010 году, при проведении земляных работ, в деревне Колышки Лиозненского района в заброшенном колодце был найден колокол времен Великого княжества Литовского высотой 55,6 см и таким же диаметром  в широкой части. Металлический звук, вызванный ковшом экскаватора, известил о том, что колокол Колышанской церкви и через десятилетия подал свой голос. Он попал на Лиозненщину во времена униатства и, скорее всего, до середины 30-х годов XX века находился на колокольне православной церкви. 
          Дальнейшую историю колокола рассказывают местные жители. Одни утверждают, что его бросили в колодец после того как церковь разрушили, другие уверяют, что после разгрома храма колокол повесили на пожарную колокольню, а в 1941 году красноармейцы его спрятали в колодце, чтобы драгоценный металл не достался фашистским оккупантам.
          В верхней части колокола есть надпись «SOLI DEO GLORIA». Что значит – «Одному Богу слава». В нижней части колышанский колокол имел ещё одну надпись – "MEFUDIT FRIDERIG KLEIN ANNO 1727» - «Отлит мною Фридериг Кляин, 1727г.». Кроме надписей на нём есть рельефное изображение Богородицы с младенцем.
          Сейчас колокол, по просьбе верующих, передан на ответственное хранение храму Воздвижения Креста Господня в Лиозно.
25.Статистические сведения о духовенстве и приходах Полоцко-Витебской епархии [Электронный ресурс] //Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990): сайт. - Режим доступа:  http://witebsk.orthodoxy.ru/page11.html  (дата обращения 02.04.2017).
26.  Шульман, А. Откуда есть пошли Колышки. Очерк. [Электронный ресурс]// Моё местечко: сайт.- Режим доступа.- http://mishpoha.org/library/06/index.php  (дата обращения 04.06.2017)

 
Приветствую Вас, Гость!
Регистрация | Вход