Главная | Регистрация | Вход
Свято-Николаевская церковь

с. Велешковичи 
Витебская губерния
Витебский уезд

            Веляшковичи впервые упоминаются в ХVII веке. Селение  лежало на оживлённом  коммерческом  Яновичском тракте, который связывал Витебск и Смоленск, в 14 км. от местечка Лиозно, на границе с Россией.  С незапамятных времен история Велешкович была окутана легендами. Говорят, там жил когда-то  кузнец Антип, который не только мастерски ковал металлические изделия,  но и возвел без единого гвоздя ветряную мельницу. А ещё в селе была церковь св. Кузьмы и Демьяна, которые занимались врачеванием и не брали за это денег.
           В ХVIII веке здесь было крупное имение, которое  имело и другие названия: Варшава, Чистя, Чистец. Веляшковичи  были центром  одноимённой волости и  центром имения  князей Огинских.  
          На протяжении длительного времени их владельцем был Марциан Михаил Огинский (1675-1750 г.г. жизни), который стремился превратить  свои имения   в  местечки  –  небольшие  города.    А  имение Веляшковичи  он надумал сделать городом под названием «Русская Варшава». В 1718-1724 годах он дал привилегию «всем мещанам и разного звания людям». Согласно этому документу каждый, кто хотел поселиться в новом городе, освобождался от всяких налогов и приобретал право беспошлинной торговли любым товаром.  
          При Марциане Огинском здесь возвели и Свято-Николаевскую церковь. По документальным источникам известно, что    храм здесь действовал уже  в ХVII веке. Значит, изначально Веляшковичи были селом. В то время существовала церковная уния: верующие сохраняли православную обрядность, но подчинялись Папе Римскому, главе католичества. Свято-Николаевская церковь являлась центром одного из деканатов – административных единиц, из которых состояли униатские епархии.            
         В 1831 году священником в с.Веляшковичи был назначен Стефан Андреевич Околович, диаконом здесь был в это время Петр Семенович Никифоровский. В 50-е годы XIX столетия пономарём  в церкви служил отец известного белорусского этнографа   Николая Яковлевича Никифоровского - отец Иаков. 
          «…В деревне Веляшковичи (ныне Лиозненского района), куда Никифоровского-старшего перевели по службе весной 1852 года, Николай поступил в ученье к местному дьячку. Петр Семенович Никифоровский, однофамилец, выпускник Витебского духовного училища, научил Николая и его брата Михаила нотной грамоте и церковному пению. Он же посоветовал их отцу устроить детей в архиерейский хор, после чего зачисление в духовное училище братьев Никифоровских «на казенное содержание» стало не таким уж и сложным делом. Как один из лучших учеников, Н.Я. Никифоровский после окончания училища был направлен в Витебскую духовную семинарию, которую закончил в 1871 году восьмым по успеваемости. Николай Яковлевич собирался стать священником, но как раз в это время вышел указ, запрещающий посвящение в сан лиц моложе 30 лет. И Никифоровскому пришлось после полуторамесячных курсов уехать учителем в деревню Ловша Полоцкого уезда (ныне Шумилинского района Витебской области)…”.
         Согласно «Памятной книжке Витебской губернии:
за 1861 год: церковь относилась к Суражскому уезду.  Благочинный Суражский, священник Суражской церкви Андрей Афанасьевич Околович. Имеет скуфью, серебряную медаль на Георгиевской ленте и медаль бронзовую светлую, в память войны 1853-1856г.г.
за 1864, 1865, 1866 годы:  священником в Велешковичах  служит с 1831 года  Стефан Андреевич Околович. Ему 61 год,  из них - 41 год службы. Он женат, у него один сын и две дочери; содержание – 160 руб.
 
                    В 1864 году в селе Веляшковичи было основано народное училище. Но задолго до официального открытия народного училища в Велешковичах существовала школа местного дьяка Петра Семёнова, где учился Н. Я. Никифоровский. Эта школа, существовала на полулегальном положении. До отмены крепостного права такие школы подвергались преследованию со стороны местных помещиков. Поэтому ученики тайком пробирались в школу. И только после отмены крепостного права в 1864 года крестьянские дети, с разрешения властей, смогли легально посещать школу.
          Церковь была деревянной, поэтому неоднократно перестраивалась. Большой ремонт был сделан в 1843 году.   В 1849 году её прихожанами являлись жители 30 деревень, всего 1335 человек.
          14 декабря 1870 г. Витебский губернатор получил письмо от тогдашнего владельца  села Иосифа Яковлевича Пальчевского о разрешении на постройку новой каменной церкви. В 1871 году старая деревянная  была разобрана, а   для прихожан  1 ноября 1871 года была освещена  католическая каплица. (Смотрите о ней ниже). 
           В 1870 году священником церкви села Веляшковичи был назначен Фавст Леонтьевич Пигулевский, который служил здесь до 1882 года.  Начало строительства   каменной церкви одобрил сам епископ Полоцкий Савва (Тихомиров): 11 декабря     он     подарил    приходу     икону     с изображением Святого Николая, а в 1873 году церковь была построена. 
          Свято-Николаевская церковь, во имя Святого и чудотворного    Николая,    была каменная, теплая, прочная, крытая железом, находилась на высоком холме в центре села и была видна издалека, привлекая своим великолепием. Храм венчали шесть куполов, завершенных деревянными крестами, рядом  располагалась 21-метровая колокольня. Некоторые из колоколов были отлиты по поводу знаковых событий.   В 1883 году прихожанам села Веляшковичи была объявлена благодарность епархиального начальства за в приобретение в приходскую церковь колокола, стоимостью 705 рублей 12 копеек. (Полоцкие епархиальные ведомости, 1883г., №13).  В 1885 году из Москвы привезли и установили колокол, который изготовили в память о гибели в Санкт-Петербурге императора Александра II. 
          Самый большой, весом 860 кг., был сделан в 1910 году в городе Валдае, известном своими колоколами по всему православному миру,  и  посвящен 50-летию (1861г. ) освобождения крестьян от крепостного права. В этом же году из Валдая был доставлен  в Велешковичи и колокол, посвященный перенесению мощей святой Евфросинии в Полоцк.   Церковные службы сопровождал колокольный звон, который был слышен за десятки верст.
          В архивных документах есть описание храма: «…Каменная башня-звонница над входом в церковь, деревянный потолок, каменный, из цементных плит пол; 28 окон, из них 20 больших и 8 маленьких; 7  дверей, из которых 4 -двухстворчатые с железными петлями и крюками, с большими внутренними замками».   Стены внутри и снаружи были украшены фресками.  Фрески для церкви расписывал сын И. Я. Пальчевского, который работал в Москве архитектором. Все фрески были расписаны сусальным золотом. Высота храма от земли до креста центрального купола достигала почти 13 метров. Рядом стояла колокольня высотой 21 метр,  в 3 яруса, с крутой лестницей, ведущей вверх.  Свято – Николаевская церковь была самой шикарной и богатой в Витебском уезде". 
           За церковью находился склеп, а рядом - церковное кладбище, где хоронили священников и членов их семей. В 1894г. прихожане  соорудили на собственные средства железную ограду, с 42 кирпичными шлифованными столбами, стоимостью 1886 руб. (Полоцкие епархиальные ведомости, 1894г.)
           На содержание училища из государственной казны отпускалось 75 рублей и 100 рублей от общества, находилось оно в общественном доме. Законоучителем был священник православного вероисповедания Фавст Леонтьевич Пигулевский, который окончил Минскую духовную семинарию, получал жалование 25 рублей, а в 80-е годы служил и в Велешковичах, и в Замшинской Иосифовской церкви. Умер 21 декабря 1894 года.
           В своей прощальной речи с прихожанами 1 ноября 1882 года  Фавст Пигулевский сказал "... Вы знаете, что я застал здесь церковь деревянную, холодную, ветхую, без крестов; а оставляю две каменные церкви - одну тёплую, благолепно украшенную, со всеми принадлежностями.  В обоих храмах нет почти ни одной вещи, которая не была бы приобретена моими заботами, нет иконы, которая не была бы помещена моими руками. Я приглашал к пожертвованию на храм Божий, и, благодаря Бога, жертвы щедро подавались: и своими и чужими, и близкими и дальними.   Скорблю, братья, и о разлуке с вами и детьми вашими, которые так усердно помогали мне в церковной службе. За двенадцать лет я сроднился с вами душою...."
                    Космодамиановская церковь: Католическая каплица после передачи православной общине 1 ноября 1871 года  была  освещена в честь святых Кузьмы и Демьяна (церковн. - Космы и Дамиана). На протяжении 1872-1873 годов она приобрела статус приписной церкви, то есть приписанной к Свято-Николаевскому храму со своим клиром (священнослужители и церковнослужители), который совершал службы в обоих местах.          Космодамиановская церковь была круглая, каменная, покрытая железом, покрашена зелёной краской, со склепом внизу, с нишами для захоронения умерших. Имела одни двухстворчатые с большим внутренним замком двери и шесть окон.
          Обе церкви окружала металлическая изгородь с кирпичными арками над воротами. Центральная арка была украшена тремя позолоченными крестами, а в специальных нишах были помещены образы с ликами святителя Николая, мучеников Космы и Дамиана».                         
за 1869 год: священник Ионн Шаровский, имеет медаль в память усмирения польского мятежа 1863-1864г.г.
за 1881 год: настоятель, священник Фавст Леонтьевич Пигулевский, имеет скуфью (20 апреля 1880г.),  помощник -  священник Иулиан Шавельский.
за 1882, 1884 годы: Веляшковичская  Свято-Николаевская церковь относится к благочинию 1 округа, благочинный священник - Иоанн Гнедовский. Священник Свято-Николаевской церкви -  Никанор Сивицкий,  1850 года рождения, окончил курсы в Полоцкой духовной семинарии, рукоположен в  1876 году, в Велешковичах служит с декабря 1882 года; имеет набедренник (1883г.).  Жалование – 408 руб.  Скончался 17 октября 1887 года от чахотки.
Диакон  - Лев Сивицкий, 1840 года рождения, на службе с 1863 года, в  Велешковичах служит  с 1870 года. Жалование - 122 руб. 40 коп.  Отмечаются ветхие деревянные церковные постройки.  Церковные земли занимают 32 десятины,  20 десятин леса. Число прихожан - 2176 душ.
за 1885 год: в Веляшковичском народном училище обучается 54 мальчика. Учителем служит Федор Васильевич Васильев, окончивший курсы в Полоцкой учительской семинарии. Законоучитель - священник Никанор Сивицкий.

 

          С 1873 года на окраине Веляшковичского прихода, в 10-13 верстах от храма, поселилось около 70 семейств латышей – выходцев из Лифляндской губернии. Они стали селиться особняком и вдали от местного населения, в темных лесах имения Глоданки… Вместо лесных угодий имения вскоре появились  новые добротные фермы латышей, «да правый угол этих жилищ не украшался ликом Божим и св. Его угодников…».  
          При назначении на службу в храм села Веляшковичи в 1882 году священника Никанора Сивицкого  обязали научиться латышскому языку  хоть в небольшом объёме, чтобы совершать на нем раз в месяц богослужения и духовные требы для поселившихся здесь приезжих. И священник приложил к этому послушанию много усилий. Дело сдвинулось. «С сего времени духовный мрак этой части пасомых в Веляшковичской церкви  стал просветляться», - написано в документах того времени. 
          Вначале обычное любопытство, затем присущая латышам любовь к пению, а потом и осмысление  богослужений и треб стали привлекать в церковь не только православных латышей, но и лютеран.
          В 1883 году епархиальным ведомством было разрешено причту села Веляшковичи исправить в приходской церкви 3 крыльца и покрасить крышу, в приписной (Космодамиановской) кладбищенской церкви - переменить пол, исправить крыльцо и фундамент, покрасить пол - на местные средства. (Полоцкие епархиальные ведомости , 1883, №15).        
Согласно «Памятной книжке Витебской губернии:
за 1889 год: священником в Веляшковичах служил Григорий Нарбут. Он же является  и благочинным 1 округа, к которому относится церковь. Имеет скуфью (награжден 1 апреля 1891 года), набедренник, жалование  его составляет 408 руб. 
 
          Отец Григорий Федорович Нарбут родился 21 сентября 1857г. в селе Могильно Себежского уезда в семье дьячка Могильнянской церкви. В 1879 году окончил духовную семинарию и поступил в Полоцкое духовное училище надзирателем. Здесь и было начало его педагогического опыта, которым впоследствии отец Григорий отличался и как законоучитель в народной школе, и как наблюдатель церковно-приходских школ, и как заведующий Веляшковской русско-латышской церковно-приходской школой.
          В 1881 году Григорий Федорович поступил псаломщиком в Бескатовскую церковь Городокского уезда. Должность псаломщика – шаг на пути к должности священника. И  в 1881 году он рукополагается священником в Мосарскую церковь Лепельского уезда. Деятельность отца Григория в должности священника Мосарской церкви была честной и  благородной и поэтому через семь лет, 1 ноября 1887 года его  переводят в лучший приход - Веляшковичский, а еще через год назначает благочинным 1-го Витебского округа. 8 ноября 1897г. священник Григорий Федорович Нарбут скоропостижно скончался в возрасте 40 лет.
 
 
Согласно «Адрес-календарю Витебской губернии на 1890г.», Григорий Нарбут преподает Закон Божий в Веляшковском народном училище, а учителем работает Петр Вергилесов. В народном училище и в латышской церковно-приходской школе один раз в месяц проходили религиозно – просветительские чтения.
 
 
          В 1894г. Григорий Нарбут подал рапорт на имя Епископа Полоцкого и Витебского Александра с просьбой оказать архипастырскую помощь на строительство русско-латышской церковно-приходской школы, чтобы здесь могли обучаться и прихожане-латыши Свято-Николаевской церкви, исконно православные и недавно перешедшие  из лютеранства в православие.
           Кроме того, в пределах Веляшковичской волости жили  православные латыши Оршанского уезда, которыми заведовал священник Андрей Кедров, а также 40 семейств лютеранского вероисповедания. Все они очень плохо владели русским языком. Ежегодно к православию присоединялись 2-4  лютеранина. Эти людям не был присущ фанатизм в вере, отличающий других иноверцев, и школа очень бы помогла в этом богоугодном деле.
          Для удержания латышей в православии и обращении лютеран в эту веру необходимо, во-первых: проводить Богослужения на родном для них языке, во-вторых:открыть для обучения их детей школы, чтобы воспитать в молодом поколении любовь к православию. В предоставленном волостным правлением списке оказалось 80 детей латышей. В народном училище для них просто не было места из-за недостатка помещений.
          На постройку здания церковно-приходской школы был установлен размер взноса в 50 копеек со всех православных латышей Веляшковской волости, Оршанского уезда отца Андрея Кедрова и латышей-лютеран. Пожертвования эти для того времени были велики, но их катастрофически не хватало, и недостающие средства на строительство были выделены Епископом.
          Школьное здание было построено в 40 саженях от храма, на возвышенном и сухом месте, на каменном фундаменте, из елового леса, крыто гонтом, размером 12 х 4с. 5 ноября 1985 года состоялось освещение нового здания для русско-латышской церковно-приходской школы. В школе обучалось 74 ребёнка: 48 мальчиков и 26 девочек; православных – 50, лютеран – 24. 
          В 1895 году, во второй половине августа, Его Преосвященство, Епископ Полоцкий и Витебский Александр совершил поездку по епархии и посетил десять сельских приходов, в том числе – Веляшковичский.  «… Приходские храмы в большинстве – хорошей архитектуры, вместительны, прилично, а некоторые роскошно убраны, содержатся в подобающей храму чистоте и порядке, обнесены хорошими оградами.  Один из лучших – Веляшковичский, построенный в 1872-1873г.г., на 19,600 рублей, отпущенных от казны.  … В приходе есть русско-латышская церковно-приходская школа  и министерское народное училище. Церковно-приходская школа имеет роскошное помещение. Учебное дело поставлено удовлетворительно. На вопросы Владыки школьники отвечали правильно и бойко…»
Согласно «Памятной книжке Витебской губернии:
 
за 1900 – 1904 годы: священник и благочинный Иоанн Кос. Жиглевич.
 
          По статистическим данным за 1903 год с 1895 года в Веляшковичах действовала церковно-приходская школа, в которой законоучителем служил священник Василий Зеленский, учителем - Иустин Андреевич Маршан, окончивший курсы в учительской семинарии,   имелось общежитие на 44 ученика.
          Работали школы грамоты в деревнях Заболотье, Гребенники, Городок, Сятище, Шеркино.  
 
Согласно статистическим сведениям по Полоцкой епархии за 1903 год,  под редакцией М.И.Довгялло,  для обеспечения причта Веляшковичскай Свято-Николаевской церкви было выделено 54 десятины земли, леса – 20 десятин и  посевов: 10 четвертей озимых, 30 четвертей яровых, 25 возов сена. Число прихожан храма – 3480 душ. 
 
          К началу ХХ века храм обветшал и пришел в состояние, неудовлетворяющее требованиям благолепия, потому что последние священники всё хворали и не могли заняться ремонтом.
          Священник Иоанн Жиглевич  как только приступил к своим обязанностям, занялся приведением храма в подобающий святыне вид. Был устроен новый иконостас с иконами на золоченных чеканных фонах, новые полы из цементных плит, кафельные печи. Стены и потолок церкви украсили живописные изображения из священной истории Нового Завета.   Когда все было готово, прихожане храма через местного священника просили его Преосвященство Епископа Витебского и Полоцкого Тихона  освятить «Веляшковичский  во имя св. Николая храм».
          В субботу, 12 февраля 1900 года, его Преосвященство прибыл из Витебска на станцию Шибекино. На вокзале Владыку встречали чины полиции во главе с Витебским исправником и местный благочинный со священником Лиозненской церкви отцом Кирилловичем. С вокзала его Преосвященство отправился на предоставленных помещиком Николаем Дмитриевичем Хлюстиным лошадях в село Веляшковичи, где его встречали  Иоанн Жиглевич, благочинный и священник приходской церкви села Веляшковичи, а также прибывшие священники соседних сел:  Замшино – Василий Блажевич, местечко Колышки – Иосиф Лиоренцевич, село Фалковичи – Петр Жиглевич и другие.
          В 6 часов вечера началось всенощное бдение, продолжавшееся до 09. 30 утра. Народу собралось такое множество, что не все поместились в храм: много стояло в церковной ограде. 13 февраля 1900 года состоялось торжественное освещение отремонтированного Веляшковичского приходского храма.
          В тот же день Владыка посетил церковно-приходское (латышское) училище и народную школу, где производил испытания по Закону Божию и славянскому чтению. На следующий день его Преосвященство отправился в соседние приходы -  Замшино и Колышки для ревизии церквей.
          Свято-Николаевская церковь имела свою печать. В центре печати – схематическое изображение храма и надпись «полоцк.епар.велашковичской николаевск.церк.» В храме находились две иконы, написанные во время существования церковной унии, на которых были изображены Святой Николай и Пророк Илья. В церковной библиотеке имелся «Апостол», изданный в Москве в 1684 году и Евангелие, напечатанное во Львове в 1754 году. 
Согласно «Памятной книжке Витебской губернии:
 
за 1904 - 1923 годы: настоятель, священник Василий Евгеньевич Зеленский, в должности со 2 апреля 1902 года, псаломщик Андрей Ликсо.
 
          В 1905 году в «Полоцких епархиальных ведомостях» был помещен отчет священника Веляшковичской церкви Василия Зеленского «Из жизни Веляшковичской церковно-приходской школы Витебского уезда», где говорится, что прошедший 1904 год оказался очень тяжелым для церковно-приходской школы как в учебном, так и в материальном плане. Пока не убран урожай, родители не отпускают детей на учёбу из года в год, и раньше октября начать занятия не удаётся. Но бороться с этим нет никакой возможности: у школы нет собственных средств на свое содержание, она находится в полной зависимости от средств родителей учащихся.
          Только начались занятия, как забрали на военную службу учителя-латыша  А. Маршана. А большинство учеников школы - латыши, почти не понимающие русского языка. Больше для них занятия вести некому.  Пришлось прекратить занятия. Ученики,  разбежались по домам, родители этому только способствовали.
          Через некоторое время А. Маршан вернулся  и собрал учеников, но было это перед самым Рождеством, начались праздники и рождественские каникулы. Только дети приступили к занятиям, началась вспышка скарлатины. Из 72 учащихся выбыло 40 детей. Школу вновь закрыли и провели дезинфекцию. В результате ученики собрались в школу только ко времени выпускных экзаменов. Учебных дней было совсем мало и ученики не блистали знаниями. Экзамены для выпускников прошли  не так успешно, как в прежние годы.
          Но среди всех этих скорбных обстоятельств произошло в жизни школы событие, поразившее всю округу. В школу пришла девочка-лютеранка Наталья Антоновна Юрьень, страдающая недугом. Через некоторое время она приняла православие и чудесно исцелилась.
          Василий Евгеньевич Зеленский - протоиерей, настоятель Свято-Николаевской церкви Велешковичской волости Витебского уезда конца ХIХ - начала XX веков. Выходец из семьи священников. Получив высшее духовное образование, служил в ряде церквей Витебщины. Василий Евгеньевич часто выступал перед односельчанами с беседами о пользе грамотности, активно участвовал в нравственных чтениях в селе Михалиново, пользовался большим уважением жителей окрестных деревень. Преподавал Закон Божий, а учительницей была Екатерина Зеленская, окончившая курсы в женском училище духовного ведомства.
          В школьном музее агрогородка Велешковичи хранятся две выписки из метрических книг о родившихся в Велешковичской волости, подписанные Василием Зеленским. Одна, за 1886 год, принадлежит Шляхтенко Ивану Герасимовичу, первому председателю Велешковичского волисполкома. Вторая, за 1898 год, - Зеленской Елене Васильевне, дочери священника. 
         Согласно "Списку служащих религиозных культов, зарегистрированных Витадмотделом по Лиозненскому и Высочанскому районам на 1 октября 1928г.» Василий Зеленский  оставался служителем в Веляшковичской Свято-Николаевской церкви, а диаконом был  Антоний Васильевич Булычев.
          К сожалению, революционный вихрь стал разрушительным для храмов и соборов. В 20-е годы, во время  кампании по конфискации церковных ценностей, из Велешковичских церквей  вывезли серебро: кресты, накладки с Евангелий, оклады с икон и другие богослужебные вещи – всего 7 кг. 
         В 1930 году церкви  закрыли. В зданиях, где еще совсем недавно совершались богослужения, районная власть решила сделать колхозный клуб: стены побелили, из алтаря сделали сцену, колокол сняли. А потом вообще разрушили, многие люди разбирали кирпич на печи, фундаменты и другие нужды. В это время жертвами антирелигиозной войны стали не только храмы, но и люди.
          В Велешковичах проходят массовые волнения крестьян. 12 марта 1930 года толпа в 500 человек чуть не разорвала учителя и рабочих, которые начали перестройку Свято-Николаевской церкви под клуб. Верующие потребовали у местных властей, чтобы они вернули им церковное здание. Но храм прихожанам не вернули,а против зачинщиков волнений  начали следствие.
          
 
================================================================================================
 
Приветствую Вас, Гость!
Регистрация | Вход