Главная | Регистрация | Вход

Свято-Вознесенская церковь,
церковь Святой Марии Магдалины
м. Лиозно
Могилёвская губерния
Оршанский уезд

 
 
                                                  Рисунок 1.  Карта м.Лиозно, 1929г.
  
          Князь Великого Княжества Литовского Иван Асовицкий 500 лет, в 1514 году, назад начал строить местечко под названием Лиозно. Ему давно хотелось  возвести замок для отдыха на своем пути из Витебского воеводства в Смоленск и обратно домой. Он долго выбирал место, объездил, пешком исходил не один десяток километров, пока наконец не остановил взор на красивом равнинном месте на берегу спокойной реки Мошны, между двумя ее маленькими притоками Проней и Бобровой.  
          И приказал Иван Асовицкий привезти на берег Мошны микулинских мужиков, так как во всех окрестных деревнях говорили, что лучше и искусней строителей нет - руки у них золотые. «Возвели они замок для князева ночлега, заезжий дом для челяди, дома для строителей поставили, мосты навели через Мошну. И конечно, церковь из дерева построили, в честь святой Марии Магдалины освятили ее». 
          Любовались и удивлялись местные жители, глядя на мастерство заезжих строителей, но между собой все равно именовали их «лёзными», что значило чужими, пришлыми. Отсюда, согласно легенде, и пошло название местечка.
          Хотя есть и другие версии происхождения названия. Некоторые утверждают, что на берегах Мошны росло много лозы. Отсюда и появилось Лиозно.  Кто-то считает, что первый дом срубили братья Лиозновы.
          В старославянском языке «лез», «леж» – основа слов, обозначающих низкое, болотистое место. Возможно, так появилось название Лиозно.
1514 – 1526 годах наша местность входила в состав Московского государства, в 1526 – 1567годах - в Великое княжестве Литовское и Лиозно владели магнаты ВКЛ  князья Асовицкие. 
          С 1654 года Лиозно впервые упоминается как местечко.  В польском языке «мястэчко» – это поселение полугородского типа, то есть еще не город, но уже и не деревня. С 1657 года Лиозно перешло под власть Речи Посполитой. 
          С начала XVII века на протяжении трёх столетий Лиозно владели князья Огинские: Самуил Богданович Огинский (1625 – 1657г.г.), Симон Кароль Огинский (1657 – 1699г.г.), Мартиан Михаил Огинский (1699 – 1750г.г.),  Тадеуш Франтишек Огинский (1750  - 1783г.г.), При последнем и начали строительство каменной церкви в Лиозно, которая была закончена и освещена  в честь Святого Вознесения Господня в 1786 году при сыне Тадеуша -  Михаиле Казимире Огинском (1783 – 1880).
          При очередном разделе Речи Посполитой наша местность вошла в состав Российской империи. В то время владельцем местечка был Михаил Казимир Огинский, сын Тадеуша.
          В 1867 году Лиозно перешло в наследство к гвардейскому полковнику, дворянину православного вероисповедания Александру Игнатьевичу Шибеке. В 1901 году Шибека разорился,  и Лиозно было продано за долги потомственному дворянину Михаилу Дмитриевичу Хлюстину, который владел им до 1917 года.
          В 1786 г князья Огинские основали в местечке Лиозно каменную православную церковь Святого Вознесения Господня, которая возвышалось в центре Лиозно. В страховой оценке от 7 июля 1910 года  Свято-Вознесенской церкви в местечке Лиозно 3-го благочинного округа Оршанского уезда Могилевской епархии значится: «…каменная, оштукатуренная снаружи и внутри церковь Св. Вознесения Господня с каменным (кирпичным) куполом и колокольней на ней; покрыта железом, выкрашенным медянкой.  В церкви два придела: во имя Святого Николая Мирликийского и Георгия Победоносца. Длина церкви с колокольней  - 13 саженей, наибольшая ширина -  9 саженей, высота до крыши -  5 саженей, толщина наружных стен 4 английских фута; форма церкви крестообразная; полы в церкви в алтарях деревянные, а в среднем храме с колокольнею – одна треть деревянные, а остальные  - цементные. Клиросов – три, у двух главных  - два киота из дерева, вызолоченных червонным золотом с такими же иконами. Потолки в алтарях одной третьей среднего храма до первых столбов сводчатые, кирпичные, в остальных частях – деревянные; в среднем храме внутри – деревянные, а в колокольне – выбеленные масляною краскою. Над главной дверью при входе в средний храм – деревянные, выкрашенные в масляную краску, укрепленные на рельсах хоры трехсажневой длины, а под ними во всю их длину – тамбур из деревянных филионок с обычными вырезками для мелких окон, с тремя филиончатыми дверями: в середине  - двухстворчатыми, а по сторонам - одностворчатыми. Дверей наружных одностворчатых -  трое, двухстворчатых – одна, внутри – двухстворчатая – одна и одностворчатая – одна. Оконных переплетов в церкви двадцать. На колокольню ведет 6 лестниц. Строение прочно. Колоколов в церкви 6, весом 63 пуда. Иконостас о трех ярусах длиною 3 сажени. Церковь холодная…» Стены и своды были расписаны фресками с изображением священных библейских событий. 
          В храме находился богатый церковный архив, среди документов которого имелись три рукописные книги за 1761-1795 годы на польском языке.
          Рядом со Свято-Вознесенским храмом располагалась  деревянная теплая церковь - во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины (в документах встречается название Мариинская церковь).  Старожилы говорили, что это была очень древняя церковь, построена ещё в ХV-ХVI веках православными людьми из Микулинской волости. Строилась она  при Иване Асовицком одновременно с основанием  Лиозно. 
           К концу 19 века церковь совсем обветшала, и в 1850 году «старанием и усердием» приходского священника Петра Стратоновича, как значится в Ведомости о церкви Могилевской епархии Оршанского уезда местечка Лиозно за 1859 год, построена заново теплая деревянная церковь Равноапостольной Марии Магдалины,  под одновременно выстроенной колокольней, рядом  с каменной холодной церковью Вознесения Господня. «Теплая, деревянная на каменном фундаменте церковь, срубленная из 8 вершковых бревен, снаружи обшита тесом и окрашена масляной краской. Высота строения -  5 аршин, длина строения  - 8 саженей, ширина 7 1/3 сажени. Покрыта церковь железом, полы и потолки в ней деревянные; оконных переплетов -  10, высотою 2 1/2 аршина и шириною 1 аршин 9 вершков. Внутренних входных дверей  - две, наружных тоже -  две; печей  -2: одна  - круглая кирпичная, другая -  железная (чугунная). На колокольню ведут четыре деревянные лестницы. Строение прочное...» 
          В 20-х годах XX столетия церковь была сдана в аренду латышской православной общине, состоящей приблизительно из 40 человек. Богослужения здесь проводились на латышском языке. В конце 20-х годов 20 века церковь вместе с колокольней была разрушена.  
          Вокруг церквей, стоявших на Соборной площади,  располагались торговые лавки, которые содержали в основном евреи. С Соборной площади веером расходились дороги в разные направления. Половина нынешней улицы Ленина, ведущая на вокзал, называлась Вокзальной. Вторая её половина, ведущая к шоссе, называлась Поповской, потому что на ней стоял дом священника. Старо-Витебская улица (теперь Володарского) проходила через то место, где теперь находится РЦК, пересекала речку Мошну и поднималась по сегодняшней улице Черняховского к Пунищу. По другую сторону торговых рядов, вдоль нынешнего здания райисполкома, продолжала современную Комсомольскую улица Микулинская. За рекой она соединялась со Старо-Витебской. 
          Соборная площадь находилась как бы в окружении двух рек, впадающих в Мошну: с одной стороны - реки Бобровая (теперешний ручей, протекающий около магазина № 2), с другой стороны - реки Прони (нынешний глубокий овраг, практически пересохший, проходящий около ЛУК ЛБО "Дабрабыт" и магазина "Родны кут». Но 100 лет назад эти речки питали Мошну, по которой сплавляли лес, везли на баржах ячмень, лён, овёс, коноплю. Товарные баржи доходили до Риги через реки Черница, Лучеса и Западная Двина.
          С 1831 года четырежды в год на Соборной площади по четвергам проводились ярмарки - на Сырной неделе, на Вознесение, на второй неделе после Троицы и на последней неделе Рождественского поста. Однако,  лиозненские ярмарки не были крупными, денежный оборот составлял не более 1500 руб. 
Согласно «Памятным книжкам Могилёвской губернии: 
  • за 1857 год: священником Леознянской Вознесенской церкви служит Петр Стратонович(с 1842г.), пономарь – И. Хруцкий, диакон – неразборчиво. 
          К приходу церкви относились прихожане местечка Лиозно – 290, деревень:  Ляховик – 130;  Заольша – 135; Зубки – 117; Зуи – 110; Сутоки – 82; Пунище – 72 и другие. 
          При церкви работала церковно-приходская школа, которая помещалась в доме, предназначенном для богадельни. Закону Божьему обучал протоиерей Петр Стратонович, другим предметам - окончившая курсы при епархиальном женском училище Варвара Петровская. В школе обучалось 26 мальчиков и 6 девочек. В этом приходе были школы грамотности в деревнях Заольша, Зуи, Ляховик.
 
  • за 1861 год: в  Лиозно проводились две ярмарки: Вознесенская – в праздник Вознесения Господня и Девятницкая – в девятую пятницу после Пасхи. 
          Торговля в Лиозно расширилась после того, как в 1866-1867годах  через Лиозно прошла Риго-Орловская железная дорога, и на окраине Лиозно появилась станция Шибекино, названная так в честь гвардейского полковника Александра Игнатовича Шибеко, который вложил в строительство значительную сумму денег. 
  • за 1868 и 1871 годы: священником Лиознянской Вознесенской церкви служит Петр Андреевич Любич-Стратонович. Он имеет камиловку, скуфью, набедренник, темно-бронзовый наперсный крест и медаль в память восстания 1853-1856 годов и за усмирение польского мятежа 1863-1864 годов. В должности он состоит с 14 октября 1842 года.
  • за 1876 год:   Лиознянская Вознесенская церковь относится к благочинию 4 округа, благочинный  - Михаил Иассонович Чулицкий, имел темно-бронзовый наперсный крест, медали в память войны 1853-1856 годов и за усмирение польского мятежа 1863-1864 годов.  Имеет камилавку, скуфью, набедренник. В должности -  с 1 ноября 1867г., проживает в селе Высокое. 
          В 1865 году в Лиозно было открыто народное училище. На его содержание отпускалось  175 рублей в год, здесь учились 42 мальчика и 5 девочек, одним из первых учителей был Петр Филиппович Клиндухов.
 
           В 1875 году в местечке Лиозно при станции Шибекино открылась церковно-приходская школа, которая разместилась в новом деревянном одноэтажном здании. Первыми учителями были Григорий Петрович Амбросов и Егор Петрович Баранов. Они преподавали русское и белорусское чтение, русский и белорусский язык, арифметику, естествознание, географию, пение, рисование, физкультуру, чистописание. Основным же предметом был Закон Божий, который преподавал настоятель Свято-Вознесенской церкви,  протоиерей Митрофан Кириллович. Обучалось в школе около 40 учащихся. В 1887 году она было преобразована в 4-х классное народное училище.
          Из Могилёвских епархиальных ведомостей" за 1903 год: " 26 октября 1903 года, его Преосвященством епископом Могилёвским и Мстиславским Мисаилом, при освещении Лиозненской Свято-Вознесенской церкви Оршанского уезда, местный священник Митрофан Кириллович награжден фиолетовой скуфьей за усердное и успешное исполнение пастырских обязанностей и за особые труды по благоустройству местного храма".
  • за 1885 год:  Протоиерей Петр Андреевич Любич-Стратонович (он же помощник благочинного). Он имеет орден Святой Анны 3ст., золотой наперсный и бронзовый кресты, камиловку, скуфью, набедренник.
  • за 1895 год:  приход Лиознянской Вознесенской церкви - 4154 прихожанина (2118 – мужчин и 2036 женщин). В местечке находится 1 правительственное училище для мальчиков, подведомственное Дирекции народных училищ.
          В отчете о церковно-приходских школах Могилевской епархии за 1902-1903 учебный год - список школ грамоты Лиознянского Вознесенского прихода  Могилевской епархии к 1 января 1901 года:
1) В деревне Горбы открыта в 1891 году, учительница -  Васса Буданова, окончила народное училище; учащихся  - 13 мальчиков и 4 девочки.
2) В деревне Заолище открыта в 1883 году, учитель Илья Клименов, окончил народное училище; учащихся -  34 мальчиков и 4 девочки..
3) В деревне Зубки открыта в 1887 году, учительница - Устинья Черткова, окончила народное училище; учащихся -  14 мальчиков и 10 девочек.
4) В деревне Зуи открыта в 1883 году, учитель – Стефан Воронов, окончил народное училище; учащихся  -14 мальчиков.
5) В деревне Малые  Сутоки  открыта в 1891 году, учительница  - Евдокия Лабзова, окончила народное училище; учащихся  - 14 мальчиков и 4 девочки.
6) В деревне Пунище открыта в 1887 году, учительница  - Агригпина Посканьева, окончила народное училище; учащихся  - 12 мальчиков и 4 девочки.
7) В деревне Солонец открыта в 1895 году, учитель – Иван Виноградов, окончил народное училище; учащихся  - 7 мальчиков и 4 девочки.
8) В деревне Слобода открыта в 1890 году, учитель – Петр Дранченков, окончил народное училище; учащихся -  17 мальчиков и 4 девочки.
9) В деревне Шахи открыта в 1895 году, учитель – Григорий Бородулькин, окончил народное училище; учащихся  - 22 мальчиков и 9 девочек.
           Школы грамоты имелись еще в деревнях Ляховик и Альтушино, учителя  - Пантелеймон Илларионов и Никифор Илларионов, учащихся  -32 мальчика и 11 девочек. 
         Таким образом, в церковно-приходских школах только Лиозненско-Вознесенского прихода обучалось 233 ученика и обучали их 11 учителей.   
          Школы грамоты, наряду с церковно-приходскими и воскресными школами, представляли собой один из типов начального церковного образования. Они предназначались как для детей, так и для взрослых. Школы грамоты субсидировались Синодом, местными сельскими общинами, частными пожертвованиями.
          Обучение в школах грамоты продолжалось два  года. Ученики изучали Закон Божий (молитвы, священную историю, краткий катехизис), чтение на церковно-славянском и русском языках, письмо, церковное пение и четыре арифметических действия.
          Учителями в школы грамоты назначались лица, окончившие курс второклассных школ, или имеющие свидетельство учителя начального училища. Кроме того, к обучению привлекались члены причта приходской церкви. По окончании школы грамоты юноши получали свидетельство, которое давало право на льготу, заключающуюся в снижении срока службы в армии).
          В  1899 г. епископом Могилёвским и Мстиславским Мисаилом была проведена инспекция церквей Могилёвской епархии Оршанского уезда. Вот что мы узнаем из «Могилёвских епархиальных ведомостей» от 11 ноября 1899г.: «Местечко Лиозно расположено в низменной долине по обоим берегам речки Мошны, при Витебско-Смоленском шоссе, многонаселенное; православных считается 700 человек, а евреев больше - 1000 душ. Там две церкви: одна каменная холодная, трехпрестольная, но мало-вместительна по числу прихожан. Другая - деревянная, теплая, теснее холодной. К расширению каменной церкви уже приступили на средства прихожан и благотворителей. Бывший церковный староста Николай Дмитриевич Хлюстин, а ныне председатель церковно-приходского Попечительства, – местный землевладелец, прилагает особое старание для обновления храма. Его же заботливостью и трудами устроена железная, очень приличная и ценная ограда возле церкви; немало денежных средств положено им на святое дело это.
          … Утварь и ризница церковные доброкачественные и в достаточном количестве, библиотека небольшая, обнообразного содержания. Прихожан обоего пола -  4570 душ. Приход размещен в 33 деревнях. Земли при церкви около 40 десятин. Причт из трех членов: священника и 2 псаломщиков, с годовым жалованием в 788 рублей. Казенных причтовых строений нет.
          В этом местечке церковно-приходская школа соединена с Министерским народным училищем, в котором обучалось 150 человек; по деревням открыты 12 школ грамоты.
          … В местечке Лиозно, в доме добрых и гостеприимных домохозяев Н.Д. и М.С. Хлюстиных для Преосвященного и его спутников уготовлен был ночлег и доставлен хороший покой и отдых….»
Согласно «Памятным книжкам Могилёвской губернии: 
  • за 1901, 1903 годы: Лиознянская Вознесенская церковь также относится к благочинию 3-го округа. Благочинный, священник Бабиновичской церкви – Иоанн Павлович Поливкин, на службе - с 1868 года, в  должности - с 1898 года, окончил курсы при Могилёвской духовной семинарии. Проживает в заштатном городе Бабиновичи.  
          Первый год нового столетия для нашего Лиозно стал драматическим. Огромный пожар, огненными языками прошедший по многим улицам посёлка, уничтожил большинство деревянных построек.  Сгорело 38 крестьянских и 10 еврейских дворов со всем имуществом. При этом в пламени погибла дочь крестьянина Гурченко – Агафья, 2,5 лет. 
          Сгорело и деревянное здание железнодорожной станции Шибекино. На его месте вскоре было построено новое каменное двухэтажное сооружение. 
           Из "Могилёвских епархиальных ведомостей" за 1907 год: В августе 1907 года псаломщик Лиозненской Свято-Вознесенской церкви Иоанн Хруцкий по старости уволен за штат. (Прослужил в этой церкви более 50 лет).
  • за 1908 год: священник Лиознянской Вознесенской церкви - протоиерей Митрофан Кириллович,а всего притч состоял из 5 лиц духовного звания. С 1906 по 1910 псаломщиком Вознесенской церкви в Лиозно  служил Адамович Павел Андреевич.
 
          В 1908 году на улице Бабиновичской (ныне Гагарина) было построено каменное двухэтажное здание, куда  перевели народное училище. В новом здании обучалось уже свыше 150 человек. 
          После революции 1917 года станция Шибекино была переименована в станцию Лиозно, а народное училище  - в школу 1-й и 2-й ступени, в которой насчитывалось 300 учащихся. 
 
  • за 1910,1912,1913,1914,1915 годы:   настоятелем храма по-прежнему являлся протоиерей Митрофан Петрович Кириллович (он же благочинный). Он окончил духовную семинарию,  а всего притч состоял из пяти лиц духовного звания. 
 
          С установлением Советской власти православные общины Лиозненщины оказались в сложной ситуации. По всей республике началась антирелигиозная политика. На православных церквях неутешительным образом отразилась кампания 1922 года по конфискации ценностей в помощь голодающим Поволжья. Во время начатой большевиками кампании из церквей Лиозно было вывезено  6,6 кг. серебра.
          Согласно "Списку служащих религиозных культов, зарегистрированных Витадмотделом по Лиозненскому и Высочанскому района на 1 октября 1928г.»: Митрофан Петрович Кириллович служит священником Лиозненской Вознесенской церкви, Василий Николаевич Шостак – диакон, Дмитрий Федорович Кашников – псаломщик.
          С 1928 г. священник храма - Зубов Евсей ИвановичОн родился 22 июня 1863года в деревне Городище Быховского уезда Могилевской губернии. Окончил народное училище. В 1902 - 1915 годах - псаломщик церкви в Лиозно;  в 1915- 1928 годах - диакон, а в1928 – 1934 годах - священник церкви в .Лиозно.
          04.11.1937 арестован и 19.11.1937 постановлением Особой тройки НКВД БССР приговорен к заключению в ИТЛ (исправительно-трудовом лагере) сроком на 10 лет. 17.08.1938 скончался в больнице Витебской тюрьмы от болезни сердца. 20.11.1989 - реабилитирован прокуратурой Витебской области). 
          Оглоблин Семен Лаврович - протоиерей. Родился 5 февраля 1894 года в местечке Волынцы в семье художника. С 1916 года - в священном сане.  В 1927 – 1932 годах - священник в Лиозненской церкви.

         26.09.1937  арестован Витебским горотделом НКВД. Обвинялся в подготовке контрреволюционных повстанческих кадров для свержения Советской власти на случай военных действий с фашистскими государствами. 28.09.1937  постановлением Особой Тройки НКВД, протокол №31, приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 10 лет. В заключении находился в Карелии, в Сегежском лагере, затем - в Севжелдорлаге (республика Коми). 22.09.1947- освобожден из заключения, вернулся в Лиозно, где  проживал до апреля 1948 года.

 
          Дружинин Алексей Ионович (Иванович). В 1930 – 1943 годах  проживал в  Лиозно и служил на клиросе Вознесенской церкви;  в 1941 - 1943 - псаломщик в Вознесенской церкви. 15.02.1943 рукоположен в сан священника епископом Смоленским Стефаном.
          Возненсенская церковь и церковь святой Марии Магдалины были изъяты из пользования верующих на основании решений Лиозненского районного исполнительного комитета от 11 января и 1 февраля 1932года соответственно. И несмотря на протесты верующих были закрыты. С этого времени началось  постепенное уничтожение: были сломаны купола и иконостас, имущество церкви (облачение, утварь, иконы, книги и другое) было сожжено на площади, а сам Храм был переоборудован под районный дом соцкультуры, который действовал до начала немецкой оккупации.
          Во время оккупации в церкви возобновились богослужения. Настоятелем являлся о.Савелий (Савелий Титов). «Многие старожилы из числа жителей Лиозно помнят священника Свято-Вознесенской церкви, в которой он прослужил около трёх десятков лет, — отца Савелия. В первые же дни оккупации района фашисты, стараясь снискать к себе расположение и авторитет у советских людей, принялись добровольно возрождать храмы. Так, в конце июля 1941 года вновь была открыта и начала принимать прихожан наша Свято-Вознесенская церковь. Прибыл из Витебска священник — Савелий Титов. По слухам, он получил духовное образование в Ленинграде, там же и служил, а летом 41-го приехал на родину, в Витебск, где и застала его война. Было ему около шестидесяти. Худощавый, среднего роста, очень подвижный, обладал сильным голосом. Поселился он с женой и дочерью Тамарой на улице Колышанской  (ныне — улица Фомина). И сейчас там, в самом начале улицы, стоит тот невзрачный, по нынешним временам, домишко, где жила эта семья.
          Откуда-то прибыл и диакон (Пестун Василий): высокого роста, солидный брюнет, лет пятидесяти. От его голоса, столь же сильного, как у Шаляпина, дрожали стены храма. Как в прежние времена, сюда потянулись верующие. Молодёжь тоже начала посещать церковь. Причём, вначале, скорее всего, из любопытства, потом — чтобы послушать удивительный по своей неповторимости голос диакона и слаженное пение хора…» 
          Пестун Василий - до 1943 года - диакон в церкви Лиозно; в 1943году - рукоположен в сан священника епископом Смоленским Стефаном (Севбо); с 1943 - настоятель Рубенской церкви (около станции Голынки).
          «Поговаривали, что и священник, и диакон были также каким-то образом связаны с людьми, приходившими из леса. Наряду со своими обязанностями священнослужителей они выполняли одновременно и определённые задания. Есть основание верить такому предположению...
          Когда фашисты почувствовали, что им придётся отступать, то закрыли церковь и стали готовить её под конюшню для своих лошадей. Здесь, в основном по деревням и в Лиозно, дислоцировались конные обозы. Если не уберечь лошадей, то на себе не увезёшь фургоны с награбленным за время хозяйничанья добром. Это враги понимали твёрдо. А стены церкви— надёжная крепость: их не смогут пробить не только пулемётные очереди, но и осколки бомб и снарядов» - из воспоминаний местного краеведа, учительницы М.Д. Ермолаевой.
          Титов Савелий Иванович, протоиерей. 13.05.1942 - рукоположен митрополитом Пантелеймоном (Рожновским) в сан священника и назначен настоятелем Вознесенской церкви в г.п. Лиозно; 03.01.1961 - причислен за штат с предоставлением пенсии; 30.05.1976 – скончался.
          9 октября 1943 года на здании церкви было водружено знамя Победы, возвестившее о начале освобождения многострадальной Белоруссии. Это было первое знамя при освобождении Витебской области! Уже только  по этой причине Лиозненскую церковь должно было сохранить. Как достопримечательность, как символ, как памятник!
           «…После освобождения района от немецко-фашистских захватчиков в октябре 1943 года  здание перестало быть храмом. Там снова разместились клуб, кинотеатр, библиотека. 
          Немало трудов стоило людям очистить эти настоящие «авгиевы конюшни». Все ещё раз смогли увидеть подлинное лицо вражеских «освободителей», которые так «искренне» ратовали за открытие храма, а по сути дела сами, без чьего-то либо ходатайства, его открыли и впоследствии так невиданно осквернили».  
          С октября 1943 года храм был занят под военный склад, а богослужения проводились на гражданском кладбище до июля 1945 года под открытым небом, но и это было запрещено уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров СССР по Витебской области. 
          
          
          С августа 1945 года богослужения стали проводиться в жилом доме, сдаваемом церкви в аренду, а 7 сентября 1945 года, когда община предоставила договор аренды, она была зарегистрирована. Верующие неоднократно ходатайствовали о возвращении храма. Обращались в разные инстанции районной и областной власти, но результатов никаких не достигли. В церкви опять действовал так называемый «очаг культуры», где проводились танцы, демонстрировались кинофильмы, показывали концерты.
          В фондах Лиозненского военно-исторического музея хранится заявление прихожан Лиозненской Свято-Вознесенской церкви в Витебский исполнительный комитет от 20 августа 1944г.  «…мы вынуждены обратиться в Витебский Облисполком с горячей просьбой: разрешить нам обратно занять нашу церковь для совершения в ней Богослужения, так как с наступлением холодной и дождливой погоды нам совершенно негде совершать ни религиозных треб, ни Богослужения. Необходимый ремонт нами будет сделан нашими силами и средствами». 
          «Вскоре отца Савелия сменил прибывший в Лиозно молодой священник Валентин Цвикевич. Они между собой не враждовали: напротив, уходивший в отставку священнослужитель делился опытом со своим преемником, приходил на помощь при совершении тех или иных обрядов».
         
 
   
Приветствую Вас, Гость!
Регистрация | Вход