Главная | Регистрация | Вход
Свято-Духовская церковь
с. Высочаны  (Высокое)
Оршанский уезд
Могилёвская губерния
 
          В начале 19 века русский генерал Гурко построил в Оршанском  уезде имение под названием Высокое. Рядом с усадьбой возникла деревня, где в середине 20-х годов 19 столетия началось строительство фабрики по производству бумаги  из утильсырья и обычной мешковины.
          В деревне Высокое жили паны Гурко-Ромейко, белорусский дворянский род герба Гурко. Здесь же находился их дворец. Именно они основали около реки Суходровка  бумажную мануфактуру, на которой работали крепостные магнатов. Пять котлов, огромных чанов стояли внизу, под горой. По так называемой народной этимологии от слов «Высокое» и «чаны» и возникло топонимическое название «Высочаны», и деревня Высокое постепенно стала называться Высочаны.
          Православный храм в деревне Высокое был построен в 1843 году по инициативе Владимира Иосифовича Гурко-Ромейко. Он и посвятил его Сошествию Святого Духа на апостолов. Церковь была каменной. И снаружи, и внутри храм выглядел роскошно, в том числе и благодаря деревянному резному иконостасу.    
          В Свято-Духовской церкви хранилось много интересного.  Например, колокол 1791 года, отлитый по приказу Иосифа Гурки. Церковь  имела богатый архив и библиотеку. Самые старые архивные документы относятся к 1804 году.  А ещё здесь иконостас храма украшали иконы 15-16 веков, «пожертвованные сюда Московским Успенским собором в 1866 году». 
          В 1867 здесь открылось народное училище, обучение в котором длилось четыре года. Согласно «Памятной Книжке Могилёвской губернии за 1895 год», в селе Высоком находилось однолетнее правительственное училище для мальчиков, подведомственное Дирекции народных училищ.  В 1905 году оно было преобразовано в 2-х летнее училище.   
 
  Согласно «Памятной Книжке Могилёвской губернии:
  • за 1868, 1876 годы: с 18 декабря 1848 года (в некоторый источниках с 1854г.) священником Высоковской Духовской церкви и благочинным 4-го округа с 1 ноября 1867г. являлся Михаил Иасонович Чулицкий,  сын священника и благочинного Бабиновичской Святодуховской церкви и  еще четырёх церквей Оршанского уезда Иассона Чулицкого.  Он окончил Могилёвскую духовную семинарию, имел золотой наперсный и бронзовый крест, медали в память войны 1853-1856г.г. и за усмирение польского мятежа 1863-1864г.г., камилавку, скуфью и набедренник. Проживал священник в селе Высоком.
  • за 1890 год: для церковно-административного управления Могилёвская губерния была поделена на 37 благочинных округов, Оршанский уезд – на 4 благочинных округа.  Высоковская церковь относилась к благочинию 3 округа. 
           Из "Могилевских епархиальных новостей" за 1885г." - 3 февраля 1885 года  орденом св. Анны 3-й степени награжден священник Оршанского уезда церкви  села Высокое Михаил Чулицкий.
           Из "Могилевских епархиальных ведомостей за 1887г.” известно, что в Высоком действовала церковно-приходская школа  Высоковского прихода.  Она помещалась в наёмном доме. Закону Божьему в ней обучал священник Михаил Чулицкий, другим предметам учил Иеремия Баранов. Учащихся - 13 мальчиков и 13 девочек. В этом же приходе работала школа грамоты  в деревне Мятли , в которой учились 19 мальчиков. 
          В отчете о церковно-приходских школах Могилёвской епархии за 1892-93 учебный год читаем: «Высокского  прихода церковно-приходская школа в селе Высоком помещается в наемном доме, удобном. Учитель  - Иеремий Баранов, законоучителем состоит протоиерей Михаил Чулицкий. Учащихся 10 мальчиков и 11 девочек. В этом  приходе работали школы грамоты в деревнях Бураки, Мятли и Старина.  
          В  1899 году епископом Могилёвским и Мстиславским Мисаилом была проведена инспекция церквей Могилёвской епархии Оршанского уезда. Вот что мы узнаем из «Могилёвских епархиальных ведомостей» от 11 ноября 1899 года:  « Архиерейская инспекция не проводилась здесь  20 лет. Церковь каменная, красивая снаружи и чистая внутри; ограда приличная; поют удовлетворительно любители и учащиеся в школах. Прихожан обоего пола 4027 человек, живущих в 36 деревнях. Причт из трёх членов. Двое из них помещаются в церковных общественных домах, а для третьего строится дом. Земли при церкви 78 десятин. Утварь и ризница достаточная, библиотека небольшая, документы в порядке. В селе имеется Министерская народная школа, в ней обучается 72 мальчика и 8 девочек. В приходе по деревням открыто 6 школ грамоты…»
Согласно «Памятной Книжке Могилёвской губернии:
  • за 1901 год: благочинный 3-го округа Оршанского уезда -  Иоанн Павлович Поливкин, в должности с 1898 года. Он окончил курсы Могилёвской духовной семинарии, проживал в заштатном городе Бабиновичи. 
  • за 1908 год: священник Высочанской  Свято-Духовской церкви - Михаил Свидерский, окончивший духовную семинарию. В 1905 году, по его рекомендации в сан диакона был рукоположен и назначен служить псаломщиком в местную церковь Васильев Алексей Филиппович, который впоследствии был рукоположен священником и назначен в Новобельскую Успенскую церковь.
          Из "Могилевских епархиальных ведомостей" за 1905 год: "За ревностное и усердное исполнение пастырских обязанностей и за труды по народному образованию священник Высоковской Свято-Духовской церкви Михаил Свидерский   ко дню Святой Пасхи награжден Преосвященнейшим Стефаном набедренником". Интересна информация, что в 1908 году в Высочанах существовало церковно-приходское братство. Его председателем был местный священник Свидерский Михаил Фадеевич, казначеем – С. Кофто.
          
          Братство — это оплот православия. Они возникали в Православной Церкви в наиболее трудные периоды ее истории с целью защиты православия и объединения активных прихожан вокруг священников и епископов. Они образовывались в ответ на усиление старообрядчества, рост сектантства, польского национализма и сепаратизма, появление опасных антиправославных явлений.
          Братства  создавались обычно при больших приходских храмах или кафедральных соборах, иногда при монастырях и архиерейских домах. Возглавляли братства советы, состоящие из председателя, его товарища, членов совета, казначея и секретаря. Обычно совет избирался на 3 года на общем собрании. Членами братств могли быть выходцы из всех слоев общества. Их средства  складывались из членских взносов, частных пожертвований, процентов от ценных бумаг, продажи икон, свечей и т. п.
           Общины признавались в качестве юридических лиц, они могли приобретать собственность и распоряжаться средствами от ее использования (доходные дома и т. п.). Перед братствами ставились задачи: миссионерское служение Церкви, борьба с расколом и сектами,  защита Церкви от пропаганды католиков, протестантов, мусульман, основание и поддержание школ с целью православного воспитания, строительство и убранство храмов,  материальная поддержка клира и другая деятельность.  
           Из "Могилёвских епархиальных ведомостей" за 1909 год: 4 июля диакон-псаломщик Юрцевской церкви Оршанского уезда Феофан Кирилович, согласно прошения, перемещен на вакансию псаломщика в Высочанскую Свято-Духовскую церковь, с рукоположением в сан священника.
Согласно «Памятной Книжке Могилёвской губернии: 
  • за 1910 год: братство продолжает существовать во главе с прежним председателем Совета М. Ф. Свидерским. Его товарищ  – священник Феофан Иоанович Кириллович, казначей - Герасим Стефанович Исаев, православный, получивший домашнее образование.
  • за 1914 год: с 1913 года священником Высочанской Свято-Духовской церкви становится Петр Бекаревич. Он родился 23 августа 1875 года  в городе Рогачеве Могилевской губернии в семье священника, окончил Могилевскую духовную семинарию.  
          Тишина и покой Высочанской церкви были нарушены Октябрьской революцией.  В  1921 году был арестован священник Свято-Духовской церкви Петр Бекаревич. Весной 1922 года из всех храмов вывозились ценности, которые якобы направлялись голодающим Поволжья. 
          Именно в 1922 году,  после девятилетнего перерыва,  в церковь вернулся бывший священник Михаил Фадеевич Свидерский. Его возвращение не было случайным. В начале 20-х годов православная церковь раскололась на два враждебных лагеря. Первый составляли так называемые «тихоновцы», которые получили название по имени своего лидера патриарха Тихона, высказывались против любых реформ в церковной жизни. Им противостояли «обновленцы», которые агитировали за относительное упрощение  обрядности и лояльное отношение к советской власти. Михаил Свидерский был признан одним из обновленческих епископов. В его ведении находилась Велижско-Высочанская епархия, на территории которой находилось довольно много церквей, но своей «резиденцией» епископ сделал Высочанскую Свято-Духовскую. Отец Михаил стремился к обновлению морального облика церкви. В марте 1924 года он потребовал от своих священников «самоисправления, отказа от употребления спиртных напитков, публичного курения, карточной игры, вымогательства». 
          Интересно, что Велижско-Высочанский епископ время от времени увеличивал подведомственную ему территорию за счет соседних «обновленческих» епархий, никак не реагируя на жалобы епископов. В конце 1924 года под руководство М. Свидерского отошло более 20 приходов Витебской епархии.
          В 1925 году Высочанский райисполком надумал построить недалеко от церкви народный дом (Дом культуры). Православное население было категорически против такого соседства и обратилось в Витебские окружной исполком с просьбой остановить строительство. Приехавшая комиссия решила, что останавливать строительство нельзя - в Высочанах  нет другого места для строительства клуба. 
          Храм переживал не лучшие времена не только из-за того, что рядом проводились танцы и  песенные вечера. Часть богослужебных вещей была конфискована в 1922 году во время кампании по изъятию ценностей в помощь голодающим Поволжья. Из Свято-Духовской и Добринской Успенской церквей забрали изделий из серебра весом 5,8 кг. Не хватало священного одеяния. 
          Согласно "Списку служащих религиозных культов, зарегистрированных Витадмотделом по Лиозненскому и Высочанскому районам на 1 октября 1928г.",  в Высочанской Свято-Духовской церкви служили Свидерский Михаил Фадеевич – епископ, Бекаревич Петр Петрович – протоиерей, Осин Иван Прокофьевич – псаломщик. Крестьянин села Высочан Иван Осин  был назначен псаломщиком в Высочанскую Свято-Духовскую церковь еще в декабре 1906 года и прослужил здесь до ее закрытия. (Могилевские епархиальные ведомости" за 1907 год.)
          1930 год стал последним для местного храма. 8 января Высочанский райисполком постановил снять с  него колокола и «красным обозом» отправить их в Витебск. Предчувствуя плохое,  М.Свидерский собрал все церковные ценности и в ночь с 31 января на 1 февраля отвез их на железнодорожную станцию Крынки, а затем – в город Невель. А сам вынужден был перебраться в Великие Луки, где занял должность архиепископа. Через несколько дней Высочанская Свято-Духовская церковь была закрыта.  
 
Михаил (Свидерский), обновленческий митрополит. Родился 28 марта 1883 года.Окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Женат. 
С 1903 г. - священникВысочанской Свято-духовской церкви.
С 1913 г. - смотритель Мстиславского духовного училища.
В 1915 г. - директор Мстиславского музея древностей.В 1917 году назначен директором Мстиславской частной гимназии.
В 1921 г. - уездный миссионер и настоятель Высочанской церкви.
В 1922-23 гг. уклонился в обновленческий раскол и назначен уполномоченным ВЦУ по Витебской епархии.
8 июля 1923 г.  епископ Велижскмй и Высочанский, викарий Витебской епархии.
С 1924 г. - самостоятельный епископ Велижский, Ненельский и Высочанский.
В 1926 г. возведен в сан архиепископа.
В 1926 г., по отзыву первоиерарха и "патриарха" Александра (Введенского), архиеп. Михаил Свидерский, как "тактичный святитель", образцово поставил дело в своей епархии - обновленчество торжествовало на 95-98%.
С 1929 г. - архиепископ Великолуцкий.
С 1934 г. - архиепископ Смоленский, правящий Западной митрополией.
В 1935 г. возведен в сан митрополита.
С декабря 1935 г. - митрополит Смоленский.
Арестован 2 февраля 1937 г. 4 отделом УГБ УНКВД Западной обл.
Приговорен: тройка УНКВД Западной обл. 17 сентября 1937 г., обв.: 58 - 10 ч. 2 - 11| 121.
Приговор: расстрел
Расстрелян 28 сентября 1937 г.
 
          В 1937 Бекаревич Петр Петрович, протоиерей Высочанской Духовской церкви, проживал в Витебске, не работал. 20 сентября 1937 его арестовал Витебский горотдел НКВД. Он обвинялся в подготовке контрреволюционных повстанческих кадров для свержения Советской власти на случай военных действий с фашистами. Постановлением Особой Тройки НКВД, протокол №31, был приговорен к расстрелу и конфискации имущества.  7 октября 1937 года его  расстреляли в г. Витебске.
          
          Не каждый храм может стать собором, центром епархии -  пусть только  на десятилетие. Свято-Духовкая Высочанская церковь удостоилась такой чести.

 

1. Благочинные: Православное духовенство. Оршанский уезд.// Памятная книжка Могилёвской губернии на 1901год. - Могилёв: Типография губернского правления,1901.-С.146.  
2. Благочинные: Ведомство православного исповедания. Оршанский уезд.// Памятная книжка Могилёвской губернии на 1890год.-Могилёв: Типография губернского правления,1890.-С.419-420.
3. Благочинные: Православное духовенство. Оршанский уезд.// Памятная книжка Могилёвской губернии на 1876год. - Могилёв: Типография губернского правления,1876.-С.63.
4. Бандарэнка,У. Краявед з Высачан/У.Бандарэнка//Сцяг перамогі.-
5. Высоковская: Церковно-административное управление. Оршанский уезд.// Памятная книжка Могилёвской губернии на 1890год. -Могилёв: Типография губернского правления,1890.-С.57.
6. Высоковская: Церковно-административное управление. Оршанский уезд.// Памятная книжка Могилёвской губернии на 1899год. - Могилёв: Типография губернского правления,1901.-С.216.
7. Высоковской Духовской: Приходских церквей священники. Оршанский уезд.//Памятная книжка Могилёвской губернии на 1871год.-Могилёв: Типография губернского правления,1871.-С.150.
8. Высочанское// Памятная книжка Могилёвской губернии на 1908год: список народных училищ Могилёвской губернии и учебного в них персонала. Оршанский уезд.- Могилёв: Типография губернского правления,1908.-С.72
9. Высочанское церковно-приходское братство: Оршанский уезд. //Памятная книжка Могилёвской губернии на 1910год.-Могилёв: Типография губернского правления,1910.-С.274
10. Высочаны: з гісторыі мястэчкаў Лёзненшчыны//Спадчына.-2000.-жнівень.
11. Высочаны – Свято-Духовская: Ведомости о православных приходах и состоящих при них на службе священниках. Оршанский уезд.//Памятная книжка Могилёвской губернии на 1908год. -Могилёв: Типография губернского правления,1908.-С.48.
12. Высоцкого прихода – церковно-приходская школа//Могилёвские епархиальные ведомости 1887г.-Могилёв на Днепре:Скоропечатная и Литография Ш.Фридланда,1887.- С.60 (ЛВИМ112/19)
13. Высоцкого прихода – церковно-приходская школа//Отчет о церковно-приходских школах Могилёвской епархии за 1892-1893г.г.-Могилёв на Днепре:Скоропечатная и Литография Ш.Фридланда,1894.- С.141 (ЛВИМ112/8)
14. Высочайшие награды по Могилёвской епархии: Михаил Чулицкий//Могилевские епархиальные ведомости.- 1885.- №20.-11 июля.-С.161.
15. Иван Осин: перемены по службе//Могилёвские епархиальные ведомости.-1907.-№1.- 1 января.-С5
16. Карпекін,К. Сем гадоў на чале епархіі/К.Карпекін//Сцяг перамогі.-2015.-26 чэрвеня.
17. Карпекін,К. Як вясковы храм стаў цэнтрам епархіі/К.Карпекін//Сцяг перамогі.-2010.-7 жніўня.
18. Карпекін,К. Як на Лёзненшчыне зачыняліся цэрквы/К.Карпекін//Сцяг перамогі.-2005.-22 кастрычніка.
19. Карта Могилёвской губернии// Памятная книжка Могилёвской губернии на 1862год.- Могилёв: Типография губернского правления,1862.-С.ХIII    
20. Михаил Свидерский: набедренником//Могилёвские епархиальные ведомости.-1905.-№8.-15 апреля.-С.98 
21. Населенные пункты Высочанского православного прихода: Список населенных   мест Могилёвской губернии.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хизы
22. Неутомимый воин Владимир Иосифович Гурко-Ромейко: Биобиблиографическая памятка./Сост. И.П.Якушенкова; Ред. И.К.Заруцкая; Отв.за выпуск С.В.Дрилёнок.-Лиозно: Отдел библиотечного маркетинга, 2016.-8с.,ил.
23. Перемены по службе: священник Феофан Кирилович//Могилевские епархиальные ведомости.-1909.-№14.-С.184.
24. С.Высокое: Поселения, в коих находятся учебные заведения, подведомыя Дирекции народных училищ. Оршанский уезд.//Памятная книжка Могилёвской губернии на 1895год. -Могилёв: Типография губернского правления,1895.-С.259-260.
25. С.Высочаны: Ярмарки Могилёвской губернии. Оршанский уезд. //Памятная книжка Могилёвской губернии на 1912год.- Могилёв: Типография губернского правления,1912.-С.ХХХVII.
26. Село Высочаны: Путевые заметки при обозрении церквей Могилёвской епархии Преосвященнейшим Мисаилом, Епископом Могилёвским и Мстиславским. Оршанский уезд//Могилёвские епархиальные ведомости.-1899.-11 ноября.- С.472.
27. Список служащих религиозных культов, зарегистрированных Витадмотделом по Лиозненскому и Высочанскому района на 1 октября 1928г.- Государственный архив Витебской области.- Ф.449.-Оп.1.-Д.2639.
28. Статистические сведения о духовенстве и приходах Полоцко-Витебской   епархии[Электронный ресурс]/Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990) по страницам архивных документов.-Витебск,2014.Режим доступа: http://www.witebsk.orthodoxy.ru/pkvg.html
29. .Высочаны. Свято-Духовская: Православные приходы. Оршанский уезд.// Памятная книжка Могилёвской губернии на 1914год. -Могилёв: Типография губернского правления,1914.-С.201.
30. Тихомирова,Н. Церковно-приходские школы на Лиозненщине/Н.Тихомирова//Сцяг перамогі.-1999.-28 снежня.
31. http://www.radzima.net/ru/blagochinie/orshanskiy-uezd-3.html
              
Приветствую Вас, Гость!
Регистрация | Вход