Точная дата строительства Успенской церкви в деревне Новая Бель неизвестна. Первые сведения о ней мы находим в "Памятной книжке Могилёвской губернии за 1857г.”. Приход Новобельской Успенской церкви составлял более 1000 человек. Самые крупные деревни: Засигово – 133 человека, Новая Бель – 62 человека, Яськовщина - 48 человек, Замошье – 92 человека, Якубовщина – 168 человек. Священником Новобельской Успенской церкви служил Илларион Кастрицкий, (диакон – неразборчиво), пономарь – Аввакум Сажеко.
Из воспоминаний старожилов деревни Яськовщина: "Вёска Новая Бель атрымала сваю назву, напэўна, ад мясцовасці "Бель”, яна знаходзілася паміж Яськаўшчынай і Засігавам. Пазней была пабудавана драўляная царква, ля яе сталі будавацца жыхары. Практычна вось тут і вырасла вёска, якую сталі называць "Новая Бель”. Побач з Нова-Бельскай Успенскай царквой была "воскресная” школа, царкоўныя пабудовы і дом свяшчэнніка. Царкву разбурылі ў 1937 годзе, растралялі святара Аляксея. Вёска Новая Бель праіснавала да вайны, у вайну была знішчана, ніводнага ўцалелага дома не засталося. Пасля вайны на месцы руін выраслі новыя дамы, але ўжо назва вёскі не адрадзілася. Вёска далучылася да Яськаўшчыны, якая была побач, і яны падзяліліся, умоўна. Толькі назва пачатковай школы яшчэ доўгі час існавала як "Новабельская”.Согласно «Памятной книжке Витебской губернии:
Из "Могилевских епархиальных ведомостей": 30 апреля 1886 года священник Шумячской церкви Климовичского уезда Константин Пиотухович переведен в Новобельскую Успенскую церковью.
- за 1871 год: священником Успенской церкви значится Зезюлин Иоанн Максимович, имеет темно-бронзовый наперсный крест, медаль в память войны 1853-1856 годов и за усмирение польского мятежа 1863-1864 годов. В должности состоял с 1850 по 1886 год.
- за 1876 год: Новобельская Успенская церковь относилась к благочинию 4 округа, благочинный - Михаил Иассонович Чулицкий, имеет темно-бронзовый наперсный крест, медаль в память войны 1853-1856годов и за усмирение польского мятежа 1863-1864годов. Имеет камилавку, скуфью, набедренник. В должности с состоит с 17 октября 1854года, проживает в селе Высоком.
Из "Могилевских епархиальных ведомостей за 1887г.” известно, что здесь работала церковно-приходская школа Новобельского прихода. Помещалась она в наемном доме, учителем состоял сын дьякона Иван Кунцевич, учащихся было 15 мальчиков. Закон Божий преподавал священник Новобельской Успенской церкви Константин Пиотухович, имел скуфью, набедренник, темно-бронзовый наперсный крест, медаль в память войны 1853-1856годов и за усмирение польского мятежа 1863-1864 годов. В приходе действовали школы грамоты: в деревне Якубовщина обучалось 20 мальчиков, в деревне Корбаны – учащихся 10 мальчиков и 1 девочка.
В 1886 году в деревне (селе) Новая Бель была построена новая каменная Успенская церковь.
- за 1890 год: для церковно-административного управления Могилёвская губерния была поделена на 37 благочинных округов, Оршанский уезд – на 4 благочинных округа. Новобельская церковь относилась к благочинию 3 округа.
- за 1895 год: приход Новобельской Успенской церкви составлял 2555 прихожан: мужчин - 1249; женщин -1306.
Из отчета о церковно-приходских школах Могилёвской епархии за 1892-1893 годы: …церковно-приходская школа Новобельского прихода помещалась в удобном, приобретенном доме. Законоучитель – священник Константин Пиотухович, учитель – Тимофей Казаченко, имеющий звание начального учителя. Учащихся – 33 мальчика и 2 девочки. Работали школы грамотности: в деревне Замошье обучалось 20 мальчиков, учитель – крестьянин Малахия Николаев; и в деревне Якубовщина – учитель крестьянин Дмитрий Никифоров, обучалось 20 мальчиков и 2 девочки.
На основании сохранившейся выписки из метрической книги об бракосочетавшихся за 1900 год, выданной причтом Новобельской Успенской церкви Оршанского уезда Могилёвской епархии узнаём, что священником Новобельской Успенской церкви по-прежнему служит Константин Пиотухович, псаломщик - Николай Котович.
В 1899г. епископом Могилёвским и Мстиславским Мисаилом была проведена инспекция церквей Могилёвской епархии Оршанского уезда. Вот что мы узнаем из «Могилёвских епархиальных ведомостей» от 11 ноября 1899года: «…Церковь там каменная с маловместительная, однопрестольная; ограда вокруг церкви деревянная. Поют в церкви не вполне складно. Утварь и ризница богатые, библиотека небольшая.
Прихожан обоего пола 2815, проживающих в 20 деревнях, набожны.
Причтовых казенных помещений нет - члены причта живут в собственных домах. При церкви имеется церковно-приходская школа, в которой обучаются 48 мальчиков и 12 девочек. В деревнях открыты 4 школы грамоты, в них обучаются 54 мальчика и 11 девочек".
• за 1901 год: Новобельская Успенская церковь относится к благочинию 3 округа, благочинный – священник Бабиновичской Свято-Духовской церкви Иоан Павлович Поливкин, на службе - с 1868 года, в должности - с 1898 года. Окончил курсы Могилёвской духовной семинарии.Из "Могилевских епархиальных ведомостей": 21 сентября 1907 года священник Ново-Бельской церкви Оршанского уездаКонстантин Пиотухович , согласно прошения, назначен в Прошицкую церковь Сенненского уезда.• за 1908, 1910 годы: с 25 октября 1907 года священник Новобельской Успенской церкви Алексей Филиппович Васильев.Согласно выписке из метрической книги об умерших за 1915 год, выданная причтом Новобельской Успенской церкви Оршанского уезда Могилёвской епархии - священник Новобельской Успенской церкви Алексей Васильев, псаломщик - Игнат Жариков.
Последним священником Новобельского Успенского храма был Алексей Филиппович Васильев (1907 - 1937г.г.).Родился он в 1870 году в селе Шилово Оршанского уезда. Его родители были слепыми, этот недуг передался сыну по наследству. В Оршанском духовном училище он получил профессию начального учителя и преподавал в школах и народных училищах.В 1905 году, в 35-летнем возрасте, он получил сан дьякона и служил псаломщиком в храме села Высочаны, а 13 ноября 1907 года его перевели в священники и назначили в Новобельскую Успенскую церковь, в которой он прослужил более 20 лет.Приход Новобельской церкви был невелик, но служил отец Алексий исправно. Местные жители вспоминают его как очень уважаемого в округе человека, грамотного. Семья была большая, все трудились, работников не держали. В семье родилось 16 детей, из которых выжило 8. Алексей Филиппович старался дать детям образование. Сын Павел учился в Духовной семинарии.
Все изменила революция 1917 года. На церковь начались гонения. Вначале из храма отправили в местный сельсовет церковные книги и записи, потом забрали все церковные предметы из серебра, а у самого священника - землю.
В 1925 году отца Алексия арестовали. Пять недель он находился под следствием, но был освобожден.
В августе 1929 года Крестный Ход, который проходил на престольный праздник Новобельской Успенской церкви, помешал проведению митинга, организованного сельсоветом. И уже в сентябре отец Алексий был арестован и обвинен в срыве мероприятий советской власти в деревне. В январе 30-го года отца Алексия приговорили к заключению на 5 лет и сослали в концлагерь в Архангельскую область, в город Котлас.
Весной 1930 года на Лиозненщине, как и по всей стране, стали закрывать православные церкви. Когда решили закрыть Успенскую церковь, возмущенные этим решением прихожане из Новой Бели, Яськовщины, Суток, Рубежницы, Мальково собрались большой толпой, около 350 человек. Они ворвались в здание сельсовета и потребовали ключи от церкви. Но, поверив обещаниям председателя сельсовета разобраться во всем по-мирному, люди разошлись по домам. Новобельскую церковь не смогли отстоять, решением советской власти её закрыли.
• Согласно "Списку служащих религиозных культов, зарегистрированных Витадмотделом по Лиозненскому и Высочанскому района на 1 октября 1928г.» священник Новобельской Успенской церкви по-прежнему - Алексей Филиппович Васильев, диакон - Игнатий Власович Жариков.Он провёл в заключении пять лет, и вышел на свободу в в 1934 году практически слепым. Церковь была заколочена, церковные постройки заняли ветеринарные службы колхоза, в родном доме разместили школу. Вместе с женой поселился в бане на усадьбе сына, нищенствовал.В мае 1937 года совершил заупокойную службу в день Радоницы на Рубежницком кладбище, где собралось большое количество колхозников. За это его больного и слепого, опять арестовали и отправили в Витебск, в тюрьму. Был приговорен к расстрелу в августе 1937 года. А.Ф. Васильева обвиняли в систематическом проведении контрреволюционной церковнической агитации, организации моления на кладбище. 22 августа 1937 года приговор привели в исполнение. На его долю выпали все тяготы сурового ХХ века, он принял муку и погиб за веру...После расстрела священника церковь приказали разрушить. Люди, которых переселили с окрестных хуторов в Яськовщину, растаскивали первосортный красный церковный кирпич на свои усадьбы. Церковными иконами укрывали полыньи в небольшом озере, чтобы те не замерзли. (Из воспоминаний старожилов).После долгих мытарств и скитаний в родные места вернулся сын священника Павел Алексеевич, окончивший Духовную семинарию. Грамотного человека назначили вначале председателем колхоза, затем председателем сельсовета. Однако, большую часть своей жизни в Яськовщине он проработал бухгалтером. Его сын Виталий стал зоотехником, дочь Раиса - учителем. Внук, Валентин Витальевич - заведующий кафедрой Белорусской Горецкой сельскохозяйственной академии.Интересные материалы удалось найти и о псаломщике, диаконе Новобельской Успенской церкви Игнатии Власовиче Жарикове. В мирской жизни он был медиком, фельдшером. Он врачевал и души, и сердца своих прихожан. Здесь, в деревне Новая Бель родились его сыновья - Михаил, Леонид и Николай. Леонид и Николай стали врачами. Леонид Игнатьевич - учёным в области спортивной медицины, ректором Белорусского института физической культуры. Николай Игнатьевич долгое время работал главным санитарным врачом нашего района. Михаил, летчик-истребитель, погиб "смертью храбрых"в 1944 году. До конца войны оставался всего год. А ему самому было чуть больше 20.
Отца Алексия реабилитировали только в 1960 году судом и 28 августа 1989 года прокуратурой Витебской области. Полную реабилитацию он получил в день Успения, в престольный праздник своего родного храма. Личность отца Алексия заинтересовалась комиссия по канонизации святых Белорусской Православной церкви. Жители деревни Яськовщина и все православные Лиозненщины с трепетом ожидают, какое решение примет комиссия. Если вопрос решится положительно, то лиозненская земля обретет своего святого. Это даст новый толчок к духовному возрождению нашего края.